• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Область потребности в контроле зависит от структуры и вида деятельности конкретной организации. Для правильной проверки работы компании необходимо регулярно проводить . Эта процедура просто невозможна без корректно составленного чек-листа.

    Понятие чек-листа для внутреннего аудита

    Чек-лист по аудиту может потребоваться для проверки всей деятельности организации или какой-то одной отрасли, процесса или подразделения. Данный документ раньше заполняли в виде бумажного носителя, позже стали появляться электронные версии в Word и Excel. Сейчас существуют специализированные приложения для , но предыдущие методы по-прежнему актуальны.

    Стандартный бланк чек-листа по проведению аудита содержит 6 столбцов:

    1. Номерная строка.
    2. Проверяемое требование ISO.
    3. Детализированные вопросы.
    4. Метод оценки проверяемого требования.
    5. Отметка о результате проверки.
    6. Комментарии аудитора или комиссии.

    Само понятие чек-лист дословно переводится как «контрольный список» и может применяться даже для аудита деятельности 1 сотрудника компании.

    Нормативно-правовая база

    Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307 «Об аудиторской проверке» регулируется составление чек-листов различных видов, но это касается внешнего аудита. Законодательно разрешено проводить внутренний аудит привлеченными компаниями. Руководство может пригласить сотрудника для проведения проверки, а не создавать комиссию из собственных работников.

    Ст.19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 обязывает проводить внутренний аудит. Это касается проверки бухгалтерской сферы, другие отрасли деятельности контролируется согласно личным предпочтениям организации.

    Функции документа

    Главными задачами чек-листа являются контроль и структурирование информации о текущих процессах какого-либо вида деятельности. Это своего рода контрольный список вопросов, позволяющий провести планомерный анализ и выявить недочеты в работе конкретного звена организации.

    Помимо контролирующей функции на основе данных чек-листа возможно составление дальнейшего плана развития или изменения структуры компании. Также по результатам внутреннего аудита допустима оценка компетентности сотрудников проверяемого отдела компании или целого .

    Этапы заполнения чек-листа для внутреннего аудита СМК с примерами описаны ниже.

    Этапы заполнения

    В процессе контроля структура чек-листа имеет важное значение. При его разработке необходимо учитывать логичную последовательной процедуры, исключающую постоянный возврат к уже рассмотренным аспектам. Это позволит выстроить корректную структуры не только самого контрольного списка, но и помочь в правильном его заполнении.

    На самом деле заполнение грамотно составленного чек-листа очень простое.

    • На первом этапе необходимо вникнуть в содержание пункта проверки, прочесть вопрос или ознакомиться с контролируемым критерием.
    • Далее следует уточнить метод оценки и провести ее согласно этому пункту. Это может быть осмотр, интервью, опрос, изучение документации или другой способ оценивания.
    • На третьем этапе необходимо ввести или вписать результаты контроля в соответствующий столбец чек-листа.
    • Также в ряде документов бывает и пункт с комментариями аудитора. Если он присутствует в контрольном списке, то его необходимо заполнить до перехода к следующему вопросу.

    Образец чек-листа для внутреннего аудита вы можете скачать .

    Образец чек-листа для внутреннего аудита

    Образец чек-листа для внутреннего аудита — 1

    Образец чек-листа для внутреннего аудита — 2

    Образец чек-листа для внутреннего аудита — 3

    Образец чек-листа для внутреннего аудита — 4

    Образец чек-листа для внутреннего аудита — 5

    Контроль бухгалтерского учета, а также иных сфер экономической деятельности должен осуществляться на всех без исключения коммерческих предприятиях.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей подобных процедур. Они должны быть упорядочены, следовать друг за другом в определенном порядке.

    Так как именно это является одной из причин отсутствия проблем самого разного рода при проведении проверок контролирующими органами.

    Существенно упростить работу подобного рода позволяет специальный чек-лист. Его важность достаточно сложно переоценить. Существует множество вариаций форматов подобного документа.

    По возможности необходимо заранее ознакомиться с его свойствами, нюансами составления. Так можно будет избежать множества сложностей в дальнейшем.

    Общие сведения

    Данный документ содержит максимально подробную информацию о перечне вопросов по проводимому аудиту. Рассматриваемого типа лист не имеет установленного в законодательстве формата.

    Но при этом обязательно следует соблюдать определенные правила при его формировании. Это позволит снизить вероятность осложнений в процессе проведения .

    Прежде, чем приступить к составлению подобного листа, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

    • что это такое?
    • назначение документа;
    • правовая база.

    Что это такое?

    Сам чек-лист представляет собой особый документ, позволяющий одновременно решить достаточно большое количество различных задач.

    Использоваться документ может различными учреждениями, контролирующими организациями и должностными лицами. Важно лишь помнить о правовых нормах, которые имеют место в случае составления документа данного вида.

    Сам документ отражается следующие вопросы:

    Использование подобного рода документов имеет как свои достоинства, так и недостатки. К основным минусам стоит отнести следующее:

    Перечень обозначенных в документе вопросов Может быть чересчур узок, что приводит к проведения проверки недостаточно полномасштабной
    Чек-лист может в некоторых случаях являться сдерживающим Ограничивающим фактором для аудитора – за пределы поставленных вопросов выходить он попросту не будет
    Документ не может заменить Стандартный план проведения аудиторской проверки
    У неопытного аудитора могут возникнуть некоторые сложности С пониманием сформулированных в листе вопросов – он попросту не сможет доходчиво и понятно объяснить что же именно он разыскивает в конкретном случае
    Документ должен быть максимально хорошо подготовлен В случае дублирования вопросов может возникать серьезная путаница

    В большинстве случаев как достоинства, так и недостатки документа зависят от множества различного рода факторов.

    В первую очередь это касается следующих моментов:

    Чек-лист представляет собой универсальный инструмент для реализации задач, связанных с аудитом и некоторыми другими процедурами, которые регулярно должны осуществляться на предприятии.

    Включать в себя подобные документы могут следующее:

    Назначение документа

    Пользователями документа данного вида сегодня могут быть:

    Данный лист позволяет одновременно или последовательно решать следующий перечень задач:

    • правильно, в соответствии с законодательными нормами, планировать проведение самого аудита;
    • проводить выборочный контроль, осуществлять максимально эффективно планирование всего своего времени;
    • позволяет избежать пропуска каких-либо важных этапов аудиторской проверки;
    • используется в качестве средства памяти;
    • существенно упрощает проведение самой аудиторской проверки;
    • аудит осуществляется структурировано, целостностно;
    • при помощи чек-листа возможно будет осуществлять коммуникацию между различными учреждениями, а также проводящими проверку сотрудниками.

    Также подобные документы нередко используются для решения иных задач. Стоит заблаговременно ознакомиться со всеми основными свойствами подобных документов. Это даст возможность избежать большого количества самых разных сложностей.

    Правовая база

    Основным законодательным актом, в соответствии с которым должен составляться документ данного вида, является .

    Включает данный нормативно-правовой документ следующие основные разделы:

    Аудиторская деятельность
    Перечень основных НПД, которые также регулируют подобного рода деятельность
    Что такое аудиторская организация
    Что подразумевается под термином «аудитор»
    Что подразумевает под собой обязательный аудит
    Аудиторское заключение
    Перечень основных правил, стандартов действий, проводимых аудиторами
    Обозначает полную независимость различных аудиторских организаций
    Аудиторская тайна
    Как осуществляется контроль за качеством проведения проверки
    Квалификационный аттестат аудитора
    Порядок, а также основания для проведения аннулирования аттестата аудитора
    Проведение государственного контроля в рассматриваемой сфере деятельности предприятия

    По возможности стоит внимательно ознакомиться со всеми нюансами законодательства, регламентирующего аудиторскую деятельность. Так как именно эти нормативно-правовые документы должны в обязательном порядке соблюдаться.

    Пример заполнения чек-листа для внутреннего аудита

    Процесс составления рассматриваемого типа листа достаточно прост, но имеет свои нюансы. Существенно упростить подобного рода процедуру можно будет рассмотрев пример чек-листа внутреннего аудита СМК.

    Непосредственно сам процесс составления может осуществлять различными способами. Прежде всего нужно будет рассмотреть следующие основополагающие вопросы:

    • где взять бланк;
    • порядок заполнения;
    • заполненный образец.

    Где взять бланк

    Пример в Excel для внутреннего аудита можно легко скачать в интернете. По возможности следует использовать только лишь хорошо себя зарекомендовавшие и проверенные ресурсы.

    Сегодня существует достаточно большое количество частных учреждений, занимающихся проведением аудита. Бесплатно, в виде консультации такие предприятия могут представить образец данного документа. Или же за отдельную плату.

    Порядок заполнения

    Сам порядок заполнения аудита в законодательстве не отражается. Но необходимо по возможности придерживаться следующего алгоритма:

    Обычно в качестве основного формата используется именно лист Excel. Причиной тому является простота составления, а также распечатки. Достаточно часто чек-листы необходимы именно в бумажном формате.

    При необходимости электронный документ без затруднений можно будет отправить через интернет. Следует помнить о некоторых важных нюансах формирования подобного рода листа.

    Заполненный образец

    Единственный верный способ избежать возникновения различного рода сложностей при составлении подобного документа – воспользоваться уже заполненным образцом.

    Таким образом, также можно будет существенно ускорить процедуру проведения подобного рода процедур. Особенно это касается части составления вопросов. Нередко именно на этом этапе возникают всевозможные затруднения.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 ы по направлениям деятельности факультета Чеклист Область Качество кадрового обеспечения факультета Соответствует ли процент остепененности преподавателей по ставкам факультета требованиям ФГОС? Соответствует ли процент остепененности преподавателей по физическим лицам факультета требованиям ФГОС? Соответствует ли процент докторов наук требованиям ФГОС? Имеется ли кадровый резерв на должность декана факультета? Имеются ли преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений? Соответствует ли количество преподавателей, работающих на штатной основе нормативным требованиям?

    2 Область Качество учебного процесса на факультете Осуществляется ли анализ качества обучения на Ученых, Методических советах факультета? Каковы основные решения? Соответствует ли средний балл промежуточной аттестации студентов требованиям вуза? (Указать результаты промежуточной аттестации по курсам за отчетный период) Соответствует ли средний балл ИГА интернов и ординаторов требованиям вуза? Какова динамика результатов ИГА за отчетный период? Каковы результаты первичной аккредитации специалистов? (при проведении) Проводилась ли на факультете процедура внешней оценки качества образования? Каковы основные результаты? Ведется ли работа с неуспевающими обучающимися?

    3 Область Качество учебнометодической работы факультета 1 % обеспеченности рабочими программами дисциплин/программами практик Обеспечен ли образовательный процесс материалами промежуточного и итогового контроля в полном объеме (ФОС)? Соответствует ли обеспеченность основной и дополнительной литературой на факультете ФГОС? (показатель, %) Имеется ли методическое обеспечение: симуляционное обучение? электронное обучение, обучение с применением дистанционных технологий? Осуществляется ли контроль методического обеспечения на факультете? В случае выполнения курсовых работ, выпускник квалификационных работ, соответствует тематика КР, ВКР профилю ОП? (90%)

    4 Область Качество воспитательной работы на факультете Имеется ли в полном объеме документация, регламентирующая процесс воспитательной работы на факультете? Осуществляется ли планирование воспитательной работы на факультете? Осуществляется ли анализ воспитательной работы на факультете? Представляются ли вопросы по воспитательной работе на Ученом и Методическом Советах факультета? Осуществляется ли информирование обучающихся факультета о мероприятиях, формах и видах воспитательной работы на факультете? Какие свидетельства? Выполняют ли преподаватели факультета функции кураторов академических групп? Участвуют ли обучающиеся факультета: а) в НИРС? Б) в олимпиадах различного уровня?? В) в реализации воспитательных программ? Г) в работе спортивных секций, клубов, объединений, студий и т.п.? д) в воспитательных мероприятиях Имеются ли обучающиеся, нуждающиеся в общежитиях? Осуществляется ли анализ качества воспитательной работы и мониторинг принятых решений? Осуществляется ли процесс профориентации на факультете? Среди абитуриентов и среди выпускников на программы послевузовского обрия? Каковы результаты мониторинга удовлетворенности качеством внеучебной деятельности со стороны обучающихся?

    5 Область Качество научноисследовательской деятельности 7. Имеются ли заявки на гранты, реализованные на факультете? Реализуются ли на факультете международные научные проекты? Имеются ли патенты на изобретения, полученные сотрудниками кафедр, реализующих ОП на факультете? Принимают ли обучающиеся участие в конкурсе на лучшую научную работу? Участвуют ли обучающиеся в научных мероприятиях: конференциях, форумах, симпозиумах и т.д.? (публикации и выступления с докладами) Осуществляется ли на факультете контроль и мониторинг результатов научноисследовательской деятельности? Каковы результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством научноисследовательской деятельности?

    6 Область Качество международной деятельности и мобильность обучающихся факультета. Сотрудничество с российскими и зарубежными вузами, организациями, учреждениями, предприятиями Имеется ли документационное подтверждение осуществление международных общественнозначимых проектов на факультете? Проходят ли преподаватели факультета зарубежные стажировки? Осуществляется ли грантовая поддержка международной деятельности? Осуществляется ли международный обмен студентами? Участвуют ли преподаватели и студенты факультета в конференциях и семинарах международного уровня? Проходят ли обучение на факультете иностранные студенты?

    7 Область Контингент обучающихся и выпускников факультета Выполняется ли план по приему абитуриентов на факультете, в том числе на места с полным возмещением затрат? Ведется ли учет движения контингента? Основные причины отчисления обучающихся:

    8 Область Качество материальнотехнических и библиотечнонформационных ресурсов Соответствуют ли библиотечноинформационные ресурсы требованиям ФГОС? Соответствует ли обеспеченность электронными библиотечными ресурсами требованиям ФГОС? Осуществляется ли контроль материальнотехнического обеспечения образовательного процесса на факультете?

    9 Область Качество организационноуправленческой деятельности, СМК Имеется ли утвержденный проректором по УВР план работы факультета? Учитываются ли цели в области качества при планировании деятельности факультета? Соответствует ли документооборот факультета требованиям вуза? Имеются ли планы, протоколы заседаний и положение об Ученом и Методическом совете факультета? Соответствует ли деятельность Ученого Совета положению об Ученом Совете факультета? Имеются ли утвержденные цели в области качества? Имеется ли утвержденный перечень записей по качеству? Имеется ли утвержденный проректором по УВР отчет о работе факультета? Осуществляется ли мониторинг удовлетворенности потребителей? Анализируются ли его результаты? Осуществляется ли мониторинг результативности образовательного процесса? Анализируются ли его результаты? Разработан ли план КД/ПД на факультете на основании отчета ГАК? Мониторинга результативности процессов? Мониторинга удовлетворенности потребителей?

    10 1 Отслеживается ли выполнение планов на факультете? (план работы факультета цели в области качества комплексная программа развития факультета план КД/ПД)


    Чек-лист для проверки процесса и/или подразделения на соответствие МС ИСО 9001:2008 Объект проверки: Реализация ООП СПО/ВПО Место проверки: Кафедра Пункты МС ИСО 9001:2008: 4.2.3, 4.2.4, 5.4, 6.1, 6.2,

    Приложение к приказу от 3.08.08 6.3.08.8.03 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе 0 г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по образовательным программам среднего профессионального образования

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. Настоящее Положение определяет общие принципы магистерской подготовки в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский

    Положение об индивидуальном плане работы преподавателя 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение является нормативным документом, устанавливающим правила составления индивидуального плана работы преподавателя

    Удовлетворённые требования потребителей Требования потребителей Процессная модель Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» ПРИНЯТО на заседании Ученого Совета протокол 7 от 27 февраля 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Ректор ОЧУ ВО АСПИ

    Www.vsu.ru П ВГУ 1.0.01 2019 МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») П О Л О Ж

    Показатели качества основных видов деятельности РГУ имени С.А. Есенина (утверждено на заседании Совета по качеству: протокол 5 от 06.04.2011 г.) Сокращения: ГАК государственная аттестационная комиссия

    Приложение 1 к распоряжению проректора по учебно-методической работе от Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

    СТО Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный

    Кафедра ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ КАФЕДРЫ за период 20 г. - 20 г. Согласовано: Проректор по УВР, / А.С. Оправин / 20 г. Проректор по НИР, / С.И. Малявская / 20 г. И.о.проректора по лечебной работе и последипломному

    Положение Проект о студенческом научном обществе 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Студенческое научное общество (СНО) Горно-Алтайского государственного - общественная организация, объединяющая на добровольных началах

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по образовательным программам высшего образования на 0 / 0 учебный год Приложение к приказу от 3.08.07 5-У УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе Е.Н.

    УТВЕРЖДЕНЫ приказом Департамента образования области от 11.08.2015 2247 (приложение 2) Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников

    Министерство культуры Омской области бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» (БПОУ «ОмКБИТ») ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМ ИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ДЗЕРЖИНСКИЙ

    Рассмотрено и принято Ученым Советом НУОВППО «ТМУ» (протокол 1от 27.09.2012 года) «Утверждаю» Ректор НУОВППО «ТМУ» профессор Соколов В.М. ПОЛОЖЕНИЕ о факультете Среднего профессионального образования Негосударственного

    Утверждено на Учёном Совете Протокол 1 от 31.08.2018 Декан (Л.В.Селькина) План работы педагогики и методики начального образования на 2018-2019 уч. год Содержание деятельности Мероприятия Сроки ый Раздел

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный

    КАРТА KPI ДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА (2017-2018 учебный год) Общие сведения о факультете Число кафедр: Число кафедр с остепененностью ниже %: Контингент обучающихся по уровням образования: бакалавриат магистратура

    Приложение 3 ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

    2.7. Содействие развитию материально-технической базы структурных подразделений факультета. 2.8. Руководство деятельностью факультета по вопросам, связанным с охраной труда. 3. Функции 3.1. В области реализации

    СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. ПРОЦЕССЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА... 4 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ЗАПИСЕЙ И ДАННЫХ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

    Приложение 3 к Положению об официальном сайте учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» Перечень подразделений и должностных лиц, ответственных за обязательное предоставление

    Приложение 10 к Положению об оплате труда работников ПИУВ Целевые показатели деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Пензенский

    1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» УТВЕРЖДАЮ

    Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» КНИГА ПРОЦЕССОВ Орел 2014 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. КАРТА ПРОЦЕССОВ

    1 предоставляемых услуг и эффективностью деятельности руководителя структурных подразделений: информационное и мониторинговое сопровождение со стороны административно-правового управления и управления

    Положение о системе менеджмента качества образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет

    Министерство и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего Самарский государственный технический университет УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого cовета 30

    1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о внутривузовской системе контроля качества образования в ВГПУ (далее Положение) разработано на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании

    1 - - 2-1.5. Типовое положение о, изменения и дополнения к нему принимаются на Ученом совете ВолгГМУ и утверждается ректором. 1.6. Фармацевтический факультет реализует Федеральный государственный образовательный

    2 углубление теоретических и практических знаний на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии; совершенствование форм, методов и средств обучения; распространение и освоение

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

    Приложение 1 к приказу РГУ имени С.А.Есенина от 18.02.2016 19 -од Распределение ответственности структурных подразделений и персональной ответственности профильных проректоров за соблюдение требований

    2 Содержание 1 Область применения... 4 2 Цель... 4 3 Общие положения... 4 4 Функции 7 5 Регламент работы и оформление решений ученого совета... 9 6 Права... 9 7 Улучшение положения... 10 3 1 Область применения

    I. Общие положения 1. Настоящее положение регламентирует процедуру проведения мониторинга качества образования (далее - мониторинг) в ГБОУ СПО «Пермский краевой колледж искусств и культуры» (далее Колледж).

    Утверждаю: Ректор Д.П. Ануфриев Рассмотрено на Ученом совете АИСИ протокол от 2015г. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования Направление подготовки (специальность) (указывается

    Принято Утверждено на заседании Педагогического совета приказом директора протокол от 2013 года ГАОУ СПО МО «Колледж «Угреша» от 2013 года Директор Б.М. Балоян 2013 г ПОЛОЖЕНИЕ о кафедре общепрофессиональных

    УТВЕРЖДАЮ Ректор Университета управления «ТИСБИ» Л.Н. Нугуманова 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о выпускающей кафедре Казань Должность ФИО Подпись Разработал Проректор по качеству Савушкин М.В. Проверил Начальник юридического

    Приложение 6 к приказу от 31.08.2018 26.31.08.18.03 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе И.О. Фамилия 20 г. О РАБОТЕ КАФЕДРЫ за 20 / 20 учебный год Кафедра СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО ПЛАНУ Объем поручений

    Чек-лист для проверки готовности факультета к процедуре государственной аккредитации Объект проверки: подготовка факультета Предмет проверки: уровень готовности факультета (деканата) к госаккредитации,

    1 Отчет о самообследовании программы высшего образования по направлению 010300.62 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», реализуемого в федеральном государственном образовательном

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) П Р И К А 3 «-/(f» штл- 201/г.

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА Утверждено на заседании Ученого совета факультета 14 января 2014 г., протокол 1 ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ

    1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ПГУ») УТВЕРЖДЕНО ученым советом университета

    УТВЕРЖДЕНО: Приказ Министерства и науки Донецкой Народной Республики _412_ от «_20_» 08 2015г.. Нормы времени для планирования и учета объема учебной работы педагогических и научно-педагогических работников

    Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт экономики, политики и права» (НЧОУ ВО «МИЭПП») «Moscow Institute of Economics, Politics and Law» («MIEPL»)

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ) Положение о порядке действий «УТВЕРЖДАЮ» Ректор

    УТВЕРЖДЕНЫ приказом Департамента образования области от 11.08.2015 2247 (приложение 9) Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников

    Критерии и показатели для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников по должностям: «преподаватель» (ОО СПО), «мастер производственного обучения», «преподаватель-организатор

    П Е Р Е Ч Е Н Ь показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников для установления стимулирующих выплат за качество выполняемых работ, интенсивность и высокие результаты работы

    1 СЕКЦИЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ) 4 Новые тренды на рынке труда и социологическое образование Образцов И.В., д.с.н., проф. кафедры социологии МГЛУ (Москва). Тема доклада: «Кому учить "Социолога 2.0": требования

    Содержание 1. Общие положения... 3 2. Порядок проведения конкурса... 4 3. Оценочные показатели деятельности факультетов-участников конкурса... 4 4. Периодичность и сроки проведения конкурса... 5 5. Информационная

    Положение о руководителе Первый проректор по учебной и методической работе Н.М. Розина Руководитель Руководитель осуществляет общее руководство научным и методическим содержанием в соответствии с современными

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки» Принято Ученым

    ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМК СКГУ им. М. КОЗЫБАЕВА ПО ИТОГАМ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА Доклад директора ДСКИ Погребицкой М.В. на ректорате, состоявшемся 13 марта 2017 г. Этапы развития СМК вуза 2005

    СМК-Н 03.ОД.09 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный горный университет Нормы 03. Образовательная

    2. Разработаны различные формы раздаточного материала. 3. Заместитель декана принял участие в пяти информационных десантах. 4. Разработано три положения олимпиад и конкурсов для потенциальных абитуриентов.

    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Директор филиала О.А. Минаева 10 апреля 2018 г. ОТЧЕТ о результатах самообследования программы подготовки

    Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» Педагогический институт им. В.Г. Белинского Факультет педагогики,

    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.06.2000 1965 Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения (с изменениями и дополнениями приказа Министерства

    ОТЧЕТ о результатах самообследования по образовательной программе 38.03.03 (080400.62) «Управление персоналом» профиль «Управление персоналом организации» В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский промышленно-гуманитарный

    1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Порядка организации и осуществления

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Н и

    Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы» Утверждено Решением Ученого Совета Введено

    1.Анализ и оценка контингента обучающихся, принятых на обучение в текущем году В 2016 году по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис Министерство Образования и науки РФ не выделило места для обучения

    2 1.1. направлениям подготовки и специальностям высшего образования. 1.2. Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением Филиала, обеспечивающим преподавание дисциплины или группы

    Скаковская Людмила Николаевна Проректор по учебно-воспитательной работе Распоряжение Рособрнадзора от 30.01.2014 г. 123-06 «О проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ,

    Версия: 3.0 Страница 1 из 6 1.4 Работники кафедры ТПТИ непосредственно подчиняются заведующему кафедрой. 1.5 Кафедра ТПТИ возглавляется заведующим кафедрой, который принимается на работу по трудовому договору

    Настоящее Положение о кафедре «Финансы и кредит» Автономной некоммерческой организации «Образовательной организации высшего образования «Университет экономики и управления» (далее - Университет) разработано

    Аудит… У бухгалтеров и сотрудников финансовых подразделений эта тема вызывает чувство легкого беспокойства, а на людей творческих профессий она наводит откровенную скуку. А ведь для каждого менеджера очень важно знать, что на самом деле происходит на вверенном ему участке работы. Кроме того, если подойти к этому вопросу «с душой», то место скуки займет искренняя заинтересованность.

    Представим себе объемную фигуру, например, куб. Разделив его вертикальными и горизонтальными плоскостями на некое количество ячеек, получим n равных кубиков. Разместив в вершинах куба шарниры, мы сможем, сохраняя на одном месте основание, наклонять его в вертикальной плоскости - влево/вправо или вперед/назад. Мы получили гибкую структуру, которая при всех изменениях сохраняет все основные параметры: высоту, ширину, глубину (рис. 1 ).

    Рис. 1. Иллюстрация гибкости матричных структур

    Матричную структуру холдинга «Атлант-М» можно уподобить такому подвижному кубу: в ней есть отделения - коммерческие и бюджетные (в нашей компании отделение - это самостоятельная балансовая единица).

    К основным функциям бюджетных отделений (например, отделение управления персоналом , отделение развития бизнеса ) относятся разработка, внедрение и контроль исполнения управленческих решений, политик, регламентов, процедур и т. п. Именно эти подразделения создают каркас «куба», их деятельность обеспечивает прочность всей конструкции, поскольку они:


    • описывают накопленный опыт; оптимизируют действующие бизнес-процессы;
    • транслируют лучшие практики в другие отделения;
    • организуют работу новых предприятий;
    • оптимизируют бизнес-процессы с помощью ERP-системы и контролируют деятельность коммерческих отделений.

    Составляющими «куба» нашей компании являются коммерческие отделения - отдельные автоцентры. Под давлением внешних воздействий его оси могут смещаться, адаптируясь к происходящим событиям (например, к мировому финансовому кризису). Созданная и оберегаемая бюджетными отделениями система управления не дает всей конструкции холдинга рассыпаться под влиянием «смещений» на отдельные кубики. К таким инструментам, с помощью которых поддерживается целостность системы, относятся аудиты.

    Аудит позволяет решать следующие задачи:


    • проводить мониторинг деятельности отделений по всем бизнес-процессам;
    • собирать информацию о зонах деятельности, которые могут быть оптимизированы;
    • анализировать эффективность внедрения инноваций на местах;
    • проводить бенчмаркинговые исследования успешности деятельности отделений, работающих на разных рынках с различными марками автомобилей.

    Аудиты проводятся по каждому бизнес-процессу (на основании соответствующих Положений) с помощью чек-листа (check-list - контрольный список, перечень вопросов, план проверки), где последовательно описано, какие процессы и операции являются обязательными для конкретного отделения. Чек-лист выполнен в виде таблицы с показателями (файл программы Excel с несколькими «листами» - рис. 2, 3 ).

    Рис. 2. Общий вид чек-листа

    Нажмите на изображение для увеличения

    Рис. 3. Вид отдельного листа

    Технологию аудитов в управленческую практику нашей компании внедрили сотрудники отделения развития бизнеса. Здесь работают наши лучшие специалисты - асы в сбыте автомобилей и запасных частей, сервисном и гарантийном обслуживании, диспозиции и логистике, финансах. Замечу, что у нас рабочие группы постоянно используются для решения новых задач или создания новых технологий. В группу, которая разрабатывала методологию проведения аудита, вошли специалисты по персоналу из Минска, Москвы и Киева (8–10 человек, состав менялся в зависимости от этапа работы). Подготовка проводилась на специально созданной виртуальной площадке, с помощью интернета.

    На начальном этапе были собраны инициативы участников группы - предложения относительно процедуры проведения проверок и предложения по содержанию чек-листа. Эту информацию консолидировали, структурировали и представили участникам группы для изучения и корректировки. Всего в процессе разработки методик было проведено несколько таких итераций.

    При разработке чек-листа мы стремились:


    1. Минимизировать время, требующееся для его заполнения.
    2. Использовать важные и измеримые(!) критерии, не перегружать его излишней детализацией.

    Для проверки работоспособности чек-листов перед началом проведения плановых аудитов было реализовано несколько пилотных проектов.

    Какую пользу нам приносят данные аудитов?


    • Сотрудники подразделений с высокой интегральной оценкой деятельности по итогам года получают бонус. (Интегральная оценка равна сумме оценок аудитов по функциям основных и сквозных (поддерживающих) бизнес-процессов, имеющих определенный вес.)
    • Экспертное заключение и рекомендации показывают возможности оптимизации бизнес-процессов.
    • По результатам отчета по аудиту каждое отделение получает план мероприятий, которые помогут оптимизировать его работу.

    Уделяя много внимания основным бизнес-процессам, мы не забываем о бюджетных отделениях (финансы, информационные технологии, маркетинг, управление персоналом), регулярно совершенствуем их деятельность.

    Систему управления персоналом в «Атлант-М» схематически можно представить в виде звезды, имеющей пять основных лучей - направлений деятельности (рис. 4 ): подбор и использование человеческих ресурсов; развитие; оценка; мотивация; безопасность.

    Нажмите на изображение для увеличения

    Рис. 4. Схема управления персоналом в холдинге «Атлант-М»

    * «Кадровый балласт» - дезадаптированные сотрудники, систематически допускающие серьезные промахи и ошибки в работе; люди с низкой мотивацией, длительное время недостаточно эффективно выполняющие свои функции; не желающие или не способные к обучению/перепрофилированию своей деятельности. Если руководитель считает их дальнейшую работу нецелесообразной, он начинает либо процедуру увольнения, либо (если это целесообразно) передает списки таких сотрудников отделу управления персоналом для переподготовки.

    Молодым руководителям и специалистам, не имеющим опыта в управлении персоналом, схема «Звезда» помогает освоить основы управления людьми, а молодым эйчарам - подготовиться к лицензированию. В нашей компании лицензирование - это внутренний экзамен, подтверждающий наличие необходимого объема знаний для ведения определенной деятельности.

    Аудит реализации бизнес-процесса «Управление персоналом» (УП) в отделениях мы проводим в виде оценки деятельности. Основаниями для нее являются:


    • проверка (просмотр документации, сбор устной информации);
    • сравнение собранных данных с регламентными и базовыми требованиями Положений/Стандартов деятельности в области УП.

    Цель проверки - получение достоверной информации о соответствии выполняемой деятельности корпоративным стандартам ведения работы, при необходимости - выработка мероприятий по устранению недочетов в работе с персоналом. Процесс аудита описан в соответствующем Положении, которое является руководством для членов комиссии. Положение помогает руководителям отделения и членам комиссии определить требования по каждому критерию и рассматривать спорные вопросы.

    Каждое направление HR-деятельности - луч «звезды» - состоит из нескольких блоков и отражается на отдельном листе чек-листа (рис. 3 ). В программу проверки включены:


    • калькуляция и оценка экономических показателей УП;
    • проверка выполнения регламентов;
    • проверка кадрового документооборота.

    Экономические результаты в УП мы оцениваем по соотношению план/факт: проверяем отклонение текущих показателей от плановых - производительности, рентабельности и текучести кадров. Текучесть кадров, в свою очередь, оценивается по двум группам показателей - общая текучесть кадров и текучесть кадров на ключевых должностях. Оценка проводится по трехбалльной шкале, где:

    «1» - работа полностью соответствует описанным в документации требованиям;

    «0,5» - работа ведется не в полном объеме, есть замечания;

    «0» - работа ведется в минимальном объеме или не ведется вообще.

    Аудит проводит комиссия, в составе, как минимум, двух человек. В чек-листе представлены две группы критериев:


    • для проверки наличия документов и правильности их оформления;
    • для проведения интервью.

    Интервьюируются представители трех групп персонала: руководители; специалисты; рабочие. Количество опрашиваемых сотрудников должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы аудиторы получили ясную картину по оцениваемой группе критериев. Как показывает наш опыт, для этого достаточно проинтервьюировать 10–20% численности отделения.

    На отдельном листе чек-листа представлена модель оценки (рис. 5 ): каждому критерию присвоен определенный вес, расчет показателя проводится исходя из возможной максимальной оценки. Таким образом, подсчет наглядно показывает отклонение от наилучшего возможного результата.

    Нажмите на изображение для увеличения

    Рис. 5. Модель оценки бизнес-процесса «Управление персоналом»

    Итоги оценки не только фиксируются в цифровой форме, но и иллюстрируются - с использованием рисунков-«смайликов» (рис. 6 ). Подобная «наглядность» представления данных позволяет проверяющему быстро оценить результат.

    Рис. 6. Визуализация оценок

    Выставляя оценки, каждый член комиссии работает индивидуально. По окончании работы комиссия собирается для обсуждения результатов, выработки общего решения и подготовки рекомендаций. По итогам оценки составляется отчет. В течение месяца после проведения аудита менеджер по персоналу прошедшего проверку отделения готовит план дальнейшей работы с указанием конкретных мероприятий (в соответствии с перечнем рекомендаций).

    Все наши предприятия занимаются одним направлением бизнеса и имеют типовые структуры. При этом управление выстроено так, что руководители отделений пользуются достаточной степенью свободы в стратегическом и оперативном управлении (для того чтобы максимально гибко учитывать специфику рынка). Организационные структуры подразделений холдинга отличаются друг от друга, поскольку предприятия, как и их руководители, находятся на разных этапах развития. Подобная неравномерность нередко маскировала сложности, присущие каждому отдельному отделению, не позволяла оценить (и сопоставить) эффективность управленческих решений, принимаемых их директорами.

    Аудиты помогли нам выявить неэффективных топ-менеджеров, а также тех, кто «преследует субъективные интересы». Например, используя имеющиеся в рамках предоставленной самостоятельности возможности, некоторые из них вносят в оргструктуру корректировки, которые приводят к появлению избыточных уровней управления и дублированию функций . С другой стороны, для нас стало ясно, что в каждом отделении необходимо ввести должность заместителя директора, который управлял бы сквозными функциями (бэк-офис). Все эти проблемы стали очевидны по итогам проведенных проверок.

    Полученные оценки также показали, какое большое значение для эффективного управления людьми имеет квалифицированная и стабильная работа самого менеджера по персоналу, его лояльность к компании, а кроме того - последовательность и преемственность в этой деятельности на уровне отделения и холдинга в целом.

    Результаты HR-аудита убедительно продемонстрировали:


    • снижение процента текучести кадров возможно только при системной работе с персоналом;
    • принятая стратегия управления персоналом напрямую влияет на результаты работы отделения в целом.

    Оценки в чек-листе помогли нам в работе с линейными руководителями. К примеру, мы постоянно говорим им о важности адаптационного периода: чем меньше внимания в первые дни на рабочем месте уделяется новому сотруднику, тем выше вероятность, что он уйдет с предприятия или будет работать с низкой производительностью. Объективная оценка комиссии, проведенная по результатам интервью с 10% сотрудников, для линейных руководителей оказалась намного более убедительной, чем слова.

    Как же сами сотрудники отнеслись к проведению аудитов? Сначала люди беспокоились, задавали членам группы проверки вопросы: «Нас проверяют? Что-то не так?» Во время интервью я еще раз рассказывала людям об общей системе управления в «Атлант-М», частью которой и являются аудиты - системный мониторинг правильности выполнения бизнес-процессов. При их проведении мы не преследуем каких-либо «репрессивных» целей («проверка» - наказание»), результаты оценок используются только для усовершенствования оргструктуры и деятельности отделений.

    Один из моих коллег распечатал тексты Корпоративного кодекса и Правил внутреннего трудового распорядка и выдал их работникам накануне проведения аудитов вместе с заработной платой. Эта информация помогла разъяснить сотрудникам суть происходящего, в результате они стали более спокойно относиться к процедуре аудита. Поскольку задаваемые во время проведения интервью вопросы касались не результатов работы отдельного человека, а системы управления персоналом в целом, люди охотно и откровенно рассказывали и о проблемах, и о достижениях. В результате мы получили от сотрудников обратную связь о качестве работы отдела по управлению персоналом, а также оценку работы их непосредственных руководителей и менеджера по персоналу отделения. Эйчарам я рекомендую регулярно совершенствовать мастерство проведения интервью!

    Проведение аудитов (в том числе HR-аудитов) в нашей компании себя отлично зарекомендовало; его результаты помогли выявить недостатки и найти скрытые резервы для дальнейшего совершенствования и развития

    • Кадровая политика и HR-Стратегии

    Ключевые слова:

    1 -1

    Аудит… У бухгалтеров и сотрудников финансовых подразделений эта тема вызывает чувство легкого беспокойства, а на людей творческих профессий она наводит откровенную скуку. А ведь для каждого менеджера очень важно знать, что на самом деле происходит на вверенном ему участке работы. Кроме того, если подойти к этому вопросу «с душой», то место скуки займет искренняя заинтересованность.

    Представим себе объемную фигуру, например, куб. Разделив его вертикальными и горизонтальными плоскостями на некое количество ячеек, получим n равных кубиков. Разместив в вершинах куба шарниры, мы сможем, сохраняя на одном месте основание, наклонять его в вертикальной плоскости - влево/вправо или вперед/назад. Мы получили гибкую структуру, которая при всех изменениях сохраняет все основные параметры: высоту, ширину, глубину (рис. 1 ).

    Рис. 1. Иллюстрация гибкости матричных структур

    Матричную структуру холдинга «Атлант-М» можно уподобить такому подвижному кубу: в ней есть отделения - коммерческие и бюджетные (в нашей компании отделение - это самостоятельная балансовая единица).

    К основным функциям бюджетных отделений (например, отделение управления персоналом , отделение развития бизнеса ) относятся разработка, внедрение и контроль исполнения управленческих решений, политик, регламентов, процедур и т. п. Именно эти подразделения создают каркас «куба», их деятельность обеспечивает прочность всей конструкции, поскольку они:

      описывают накопленный опыт; оптимизируют действующие бизнес-процессы;

      транслируют лучшие практики в другие отделения;

      организуют работу новых предприятий;

      оптимизируют бизнес-процессы с помощью ERP-системы и контролируют деятельность коммерческих отделений.

    Составляющими «куба» нашей компании являются коммерческие отделения - отдельные автоцентры. Под давлением внешних воздействий его оси могут смещаться, адаптируясь к происходящим событиям (например, к мировому финансовому кризису). Созданная и оберегаемая бюджетными отделениями система управления не дает всей конструкции холдинга рассыпаться под влиянием «смещений» на отдельные кубики. К таким инструментам, с помощью которых поддерживается целостность системы, относятся аудиты.

    Аудит позволяет решать следующие задачи:

      проводить мониторинг деятельности отделений по всем бизнес-процессам;

      собирать информацию о зонах деятельности, которые могут быть оптимизированы;

      анализировать эффективность внедрения инноваций на местах;

      проводить бенчмаркинговые исследования успешности деятельности отделений, работающих на разных рынках с различными марками автомобилей.

    Аудиты проводятся по каждому бизнес-процессу (на основании соответствующих Положений) с помощью чек-листа (check-list - контрольный список, перечень вопросов, план проверки), где последовательно описано, какие процессы и операции являются обязательными для конкретного отделения. Чек-лист выполнен в виде таблицы с показателями (файл программы Excel с несколькими «листами» - рис. 2, 3 ).


    Рис. 2. Общий вид чек-листа


    Нажмите на изображение для увеличения

    Рис. 3. Вид отдельного листа

    Технологию аудитов в управленческую практику нашей компании внедрили сотрудники отделения развития бизнеса. Здесь работают наши лучшие специалисты - асы в сбыте автомобилей и запасных частей, сервисном и гарантийном обслуживании, диспозиции и логистике, финансах. Замечу, что у нас рабочие группы постоянно используются для решения новых задач или создания новых технологий. В группу, которая разрабатывала методологию проведения аудита, вошли специалисты по персоналу из Минска, Москвы и Киева (8–10 человек, состав менялся в зависимости от этапа работы). Подготовка проводилась на специально созданной виртуальной площадке, с помощью интернета.

    На начальном этапе были собраны инициативы участников группы - предложения относительно процедуры проведения проверок и предложения по содержанию чек-листа. Эту информацию консолидировали, структурировали и представили участникам группы для изучения и корректировки. Всего в процессе разработки методик было проведено несколько таких итераций.

    При разработке чек-листа мы стремились:

      Минимизировать время, требующееся для его заполнения.

      Использовать важные и измеримые(!) критерии, не перегружать его излишней детализацией.

    Для проверки работоспособности чек-листов перед началом проведения плановых аудитов было реализовано несколько пилотных проектов.

    Какую пользу нам приносят данные аудитов?

      Сотрудники подразделений с высокой интегральной оценкой деятельности по итогам года получают бонус. (Интегральная оценка равна сумме оценок аудитов по функциям основных и сквозных (поддерживающих) бизнес-процессов, имеющих определенный вес.)

      По результатам отчета по аудиту каждое отделение получает план мероприятий, которые помогут оптимизировать его работу.

    Уделяя много внимания основным бизнес-процессам, мы не забываем о бюджетных отделениях (финансы, информационные технологии, маркетинг, управление персоналом), регулярно совершенствуем их деятельность.

    Систему управления персоналом в «Атлант-М» схематически можно представить в виде звезды, имеющей пять основных лучей - направлений деятельности (рис. 4 ): подбор и использование человеческих ресурсов; развитие; оценка; мотивация; безопасность.


    Нажмите на изображение для увеличения

    Рис. 4. Схема управления персоналом в холдинге «Атлант-М»

    * «Кадровый балласт» - дезадаптированные сотрудники, систематически допускающие серьезные промахи и ошибки в работе; люди с низкой мотивацией, длительное время недостаточно эффективно выполняющие свои функции; не желающие или не способные к обучению/перепрофилированию своей деятельности. Если руководитель считает их дальнейшую работу нецелесообразной, он начинает либо процедуру увольнения, либо (если это целесообразно) передает списки таких сотрудников отделу управления персоналом для переподготовки.

    Молодым руководителям и специалистам, не имеющим опыта в управлении персоналом, схема «Звезда» помогает освоить основы управления людьми, а молодым эйчарам - подготовиться к лицензированию. В нашей компании лицензирование - это внутренний экзамен, подтверждающий наличие необходимого объема знаний для ведения определенной деятельности.

    Аудит реализации бизнес-процесса «Управление персоналом» (УП) в отделениях мы проводим в виде оценки деятельности. Основаниями для нее являются:

      проверка (просмотр документации, сбор устной информации);

      сравнение собранных данных с регламентными и базовыми требованиями Положений/Стандартов деятельности в области УП.

    Цель проверки - получение достоверной информации о соответствии выполняемой деятельности корпоративным стандартам ведения работы, при необходимости - выработка мероприятий по устранению недочетов в работе с персоналом. Процесс аудита описан в соответствующем Положении, которое является руководством для членов комиссии. Положение помогает руководителям отделения и членам комиссии определить требования по каждому критерию и рассматривать спорные вопросы.

    Каждое направление HR-деятельности - луч «звезды» - состоит из нескольких блоков и отражается на отдельном листе чек-листа (рис. 3 ). В программу проверки включены:

      калькуляция и оценка экономических показателей УП;

      проверка выполнения регламентов;

      проверка кадрового документооборота.

    Экономические результаты в УП мы оцениваем по соотношению план/факт: проверяем отклонение текущих показателей от плановых - производительности, рентабельности и текучести кадров. Текучесть кадров, в свою очередь, оценивается по двум группам показателей - общая текучесть кадров и текучесть кадров на ключевых должностях. Оценка проводится по трехбалльной шкале, где:
    «1» - работа полностью соответствует описанным в документации требованиям;
    «0,5» - работа ведется не в полном объеме, есть замечания;
    «0» - работа ведется в минимальном объеме или не ведется вообще.

    Аудит проводит комиссия, в составе, как минимум, двух человек. В чек-листе представлены две группы критериев:

      для проверки наличия документов и правильности их оформления;

      для проведения интервью.

    Интервьюируются представители трех групп персонала: руководители; специалисты; рабочие. Количество опрашиваемых сотрудников должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы аудиторы получили ясную картину по оцениваемой группе критериев. Как показывает наш опыт, для этого достаточно проинтервьюировать 10–20% численности отделения.

    На отдельном листе чек-листа представлена модель оценки (рис. 5 ): каждому критерию присвоен определенный вес, расчет показателя проводится исходя из возможной максимальной оценки. Таким образом, подсчет наглядно показывает отклонение от наилучшего возможного результата.


    Нажмите на изображение для увеличения

    Рис. 5. Модель оценки бизнес-процесса «Управление персоналом»

    Итоги оценки не только фиксируются в цифровой форме, но и иллюстрируются - с использованием рисунков-«смайликов» (рис. 6 ). Подобная «наглядность» представления данных позволяет проверяющему быстро оценить результат.

    Рис. 6. Визуализация оценок

    Выставляя оценки, каждый член комиссии работает индивидуально. По окончании работы комиссия собирается для обсуждения результатов, выработки общего решения и подготовки рекомендаций. По итогам оценки составляется отчет. В течение месяца после проведения аудита менеджер по персоналу прошедшего проверку отделения готовит план дальнейшей работы с указанием конкретных мероприятий (в соответствии с перечнем рекомендаций).

    Все наши предприятия занимаются одним направлением бизнеса и имеют типовые структуры. При этом управление выстроено так, что руководители отделений пользуются достаточной степенью свободы в стратегическом и оперативном управлении (для того чтобы максимально гибко учитывать специфику рынка). Организационные структуры подразделений холдинга отличаются друг от друга, поскольку предприятия, как и их руководители, находятся на разных этапах развития. Подобная неравномерность нередко маскировала сложности, присущие каждому отдельному отделению, не позволяла оценить (и сопоставить) эффективность управленческих решений, принимаемых их директорами.

    Аудиты помогли нам выявить неэффективных топ-менеджеров, а также тех, кто «преследует субъективные интересы». Например, используя имеющиеся в рамках предоставленной самостоятельности возможности, некоторые из них вносят в оргструктуру корректировки, которые приводят к появлению избыточных уровней управления и дублированию функций . С другой стороны, для нас стало ясно, что в каждом отделении необходимо ввести должность заместителя директора, который управлял бы сквозными функциями (бэк-офис). Все эти проблемы стали очевидны по итогам проведенных проверок.

    Полученные оценки также показали, какое большое значение для эффективного управления людьми имеет квалифицированная и стабильная работа самого менеджера по персоналу, его лояльность к компании, а кроме того - последовательность и преемственность в этой деятельности на уровне отделения и холдинга в целом.

    Результаты HR-аудита убедительно продемонстрировали:

      снижение процента текучести кадров возможно только при системной работе с персоналом;

      принятая стратегия управления персоналом напрямую влияет на результаты работы отделения в целом.

    Оценки в чек-листе помогли нам в работе с линейными руководителями. К примеру, мы постоянно говорим им о важности адаптационного периода: чем меньше внимания в первые дни на рабочем месте уделяется новому сотруднику, тем выше вероятность, что он уйдет с предприятия или будет работать с низкой производительностью. Объективная оценка комиссии, проведенная по результатам интервью с 10% сотрудников, для линейных руководителей оказалась намного более убедительной, чем слова.

    Как же сами сотрудники отнеслись к проведению аудитов? Сначала люди беспокоились, задавали членам группы проверки вопросы: «Нас проверяют? Что-то не так?» Во время интервью я еще раз рассказывала людям об общей системе управления в «Атлант-М», частью которой и являются аудиты - системный мониторинг правильности выполнения бизнес-процессов. При их проведении мы не преследуем каких-либо «репрессивных» целей («проверка» - наказание»), результаты оценок используются только для усовершенствования оргструктуры и деятельности отделений.

    Один из моих коллег распечатал тексты Корпоративного кодекса и Правил внутреннего трудового распорядка и выдал их работникам накануне проведения аудитов вместе с заработной платой. Эта информация помогла разъяснить сотрудникам суть происходящего, в результате они стали более спокойно относиться к процедуре аудита. Поскольку задаваемые во время проведения интервью вопросы касались не результатов работы отдельного человека, а системы управления персоналом в целом, люди охотно и откровенно рассказывали и о проблемах, и о достижениях. В результате мы получили от сотрудников обратную связь о качестве работы отдела по управлению персоналом, а также оценку работы их непосредственных руководителей и менеджера по персоналу отделения. Эйчарам я рекомендую регулярно совершенствовать мастерство проведения интервью!

    Проведение аудитов (в том числе HR-аудитов) в нашей компании себя отлично зарекомендовало; его результаты помогли выявить недостатки и найти скрытые резервы для дальнейшего совершенствования и развития.

    Статья предоставлена нашему порталу
    редакцией журнала