• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Прочитаем несколько преданий о Емельяне Пугачеве и о Ермаке.

    Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).

    Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной ()

    Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.

    Рис. 3. Скелет великана ()

    Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность - царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани (рис. 4), о покорении Ермаком Сибири.

    Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани ()

    Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.

    Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.

    Рис. 5. Разбойники ()

    Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.

    Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).

    Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка» ()

    В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.

    Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).

    Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева» ()

    Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.

    Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.

    Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).

    Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири» ()

    Основная задача предания - рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода - освоение Сибири, для Ермака - получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина - дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.

    Предания - своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».

    Список литературы

    1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.
    2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.
    3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.
    4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.
    1. Toposural.ru ().
    2. Sokrnarmira.ru ().
    3. Nsportal.ru ().

    Домашнее задание

    1. Что такое предание?
    2. Чем можно объяснить популярность преданий в свое время?
    3. Почему предания нельзя считать достоверным источником исторических событий?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Устное народное творчество Предания

    Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

    Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

    Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина с читалка потешка предание

    Предание - жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев.

    Виды преданий Исторические (об Иване Грозном, Петре Первом); - Топонимические (рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах); Церковные.

    Исторические предания Первые исторические предания – о Рюрике, родоначальнике первой княжеской династии «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

    Исторические предания Цикл преданий об Иване Грозном

    Исторические предания Предания о Петре Первом

    Топонимические предания Существует предание об основании Киева. Киев будто бы основал князь Кий, у которого были братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь. По их именам были названы холмы Щековица и Хоривица и река Лыбедь.

    Обогащаем свою речь Объясните значение словосочетаний Содержит сведения Родоначальник первой княжеской династии Цикл сказаний Петровская эпоха Раскованность в поведении героев Землепашцы Мастеровые Содержит известие, информацию о чём-либо От этого человека пошёл княжеский род, т. е. он первым получил княжеский титул Ряд художественных произведений, объединяемых общностью действующих лиц, тематики Годы правления Петра Первого до его смерти Свободный и непринужденный в обращении с людьми в поведении Крестьянин, занимающийся землепашеством. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

    Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

    Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

    Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

    Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

    Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

    Методическая разработка

    урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

    Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями - государственными деятелями.

    Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

    Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

      Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

      Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

    Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

    III . Изучение нового материала.

      Слово учителя.

    Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

    Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

    История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

    А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

    Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

    - Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

    - Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

    2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

    1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I . Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (C лайд 6.)

    (1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

    Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

    Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

    - Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

    2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

    - Каким предстает перед нами Иван IV?

    - С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете...»)

    - В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени - борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

    3) - Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

    - Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

    - На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу - делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

    III . Изучение новой темы (с. 7-8).

    1. Чтение статьи «Предания».

    2. Беседа по вопросам.

    Что нового узнали из статьи?

    Кто чаще всего является героями преданий?

    Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

    И там я был, и мед я пил;

    У моря видел дуб зеленый;

    Под ним сидел, и кот ученый

    Свои мне сказки говорил.

    Одну я помню: сказку эту

    Поведаю теперь я свету...

    В начале поэмы и в конце ее:

    Дела давно минувших дней,

    Преданья старины глубокой!

    (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

    Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

    Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

    Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I - исторические. Вторая группа преданий - топонимические - древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах.

    Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

    «Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

    Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

    IV . Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

    Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

    Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

    Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

    V . Домашнее задание (слайд 12):

      Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,

      Инд.задание: рассказ о собирателе былин.

    1 слайд

    Урок – КВН Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Подготовила учитель начальных классов МОУ «Раковская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ» Нестерова Татьяна Петровна

    2 слайд

    Конкурс «Кроссворд» Народное искусство слова – песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд (стр.51 учебника), и вы узнаете, как еще называют устное народное творчество. Ответ: народное творчество еще называют фольклор

    4 слайд

    Конкурс «Закончи пословицу» Труд человека кормит, а … лень портит. Раз соврал – навек … лгуном стал. Кто других не любит, … сам себя губит. Кончил дело - … гуляй смело. Человек от лени болеет, а … от труда здоровеет. Худо тому, кто … добра не делает никому. Сам потерпи, а … другого не выдай.

    6 слайд

    «Не пей, Иванушка, если устанешь…» А братец все выпил до донышка. «Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» - Плачет … сестрица Аленушка.

    7 слайд

    Удивляется народ: Едет печка, дым идет, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется … «По щучьему велению».

    8 слайд

    Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Название этой сказки … «Маша и медведь»

    9 слайд

    Скок – поскок, скок – поскок – Через море и лесок! По пути нашел Жар–птицу И красавицу-девицу, Ну а глупого царя Обмануть сумел не зря. Так Иванушке помог Умный маленький конек, Всем известный … Горбунок

    10 слайд

    Конкурс «Что такое сказка?» Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное: раньше передавалось из уст в уста 2. Определите зачины и концовки: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…» «Жили-были…» «Стали они жить-поживать да добра наживать…» «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»