• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нередко люди смешивают понятия «лидер» и «руководитель», тогда как отличие лидера от руководителя чрезвычайно велико.

    Понятие «руководитель» является порождением цивилизации, тогда как феномен лидерства свойственен самой природе. Любая стая животных или птиц имеет своего вожака. А если разворошить муравейник, то моментально появляется муравей-предводитель, который начинает его восстанавливать.

    Эти два понятия присуще и человеческому обществу.

    К примеру, незнакомые люди купили в турагентстве путевки на многодневный пеший поход. Турфирма дает им сопровождающего, знающего маршрут и обеспечивающего туристов питанием и ночлегом.

    Но уже на следующий день в группе появляется самовыдвиженец, который дает указания: кому собирать хворост для костра, где ставить палатки, кому идти за водой к ручью и т.п. И что удивительно, люди его слушаются, хотя формально у этого человека нет абсолютно никаких прав давать распоряжения.

    Часто самопровозглашенный командир вступает в конфликт с сопровождающим туристов, действуя от имени всего коллектива. Например, по поводу плохого питания или дефектов снаряжения.

    Руководитель - это назначенец, тогда как лидер - это человек, принятый коллективом в результате естественного отбора, нередко происходящего на подсознательном уровне.

    Начальству подчиняются, а вожака слушаются.

    Чтобы определить, чем отличается лидер от руководителя, интересно провести сопоставительный анализ их позиций.

    Руководитель

    Неформальный лидер

    Назначается на должность решением или приказом и уже самим фактом своего назначения обязуется действовать в интересах тех лиц, которые его назначили на эту должность.

    Самостоятельно и по своей инициативе берет руководство. Никому ничем не обязан, не связан никакими обещаниями.

    Стремится к поддержанию порядка в компании и к её ламинарному развитию до достижения запланированных результатов.

    Является возмутителем спокойствия и вызывает турбулентные процессы с непредсказуемым результатом.

    Реализует достижение целей, поставленных перед ним вышестоящим руководством или собственником.

    Формирует новые цели и убеждает в целесообразности их достижения.

    Действует в полном соответствии с уставом компании, решениями совета директоров и прочими директивами, обязательными к исполнению.

    Действует, исходя из целесообразности и здравого смысла.

    Мотивирует персонал к работе в штатном режиме путем использования имеющихся средств поощрения и наказания.

    Вдохновляет людей на творческое отношение к делу.

    Организует работу персонала в соответствии со штатным расписанием и должностными обязанностями.

    Собирает вокруг себя единомышленников, увлеченных общей идеей.

    Стремится к предсказуемости результатов деятельности и избегает рисков возникновения долгов и убытков.

    Принимает на себя риски, будучи уверенным в успехе.

    Принимает к сведению только детерминированные процессы.

    Работает с неопределенностью. Принимает решения даже при недостатке информации.

    Разрабатывает текущие сетевые планы и планы-графики, регламентирующие используемые ресурсы и сроки реализации каждого шага.

    Разрабатывает общую стратегию действий для достижения цели.

    Делает упор на тактические маневры, позволяющие своевременно и успешно отчитаться перед руководством.

    Ставит во главу угла общие цели, понятные единомышленникам, и не отступает от них.

    Контролирует соответствие продукции стандартам и выявленным потребностям рынка.

    Создает новые стандарты и выявляет (создает) новые потребности рынка.

    Несет полную ответственность за свои действия.

    Несет ограниченную ответственность или даже полностью освобожден от ответственности, поскольку движение материальных средств и переориентация людских ресурсов происходят только при одобрении вышестоящего должностного лица.

    Утрачивает влияние при увольнении.

    Вытесняется более сильной личностью.

    В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

    Лидер и лидерство

    Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

    Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

    Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

    Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

    1. Врожденные индивидуальные черты.
    2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
    3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

    Быть лидером - это не должность, а характер.

    Черты настоящего лидера

    Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

    1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
    • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
    • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
    • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
    • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
    • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
    1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.
    1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
    • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
    • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
    • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
    • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
    • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.
    1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
    • Вера и страсть.
    • Позитивные установки.
    • Энергичность.
    • Умение слушать.
    • Справедливость и строгость.
    • Умение наказывать и поощрять.
    • Гибкость поведения.
    • Щедрость.
    • Чувство юмора.
    • Красноречие. Дар убеждения.
    • Умение ценить людей.
    1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
    2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
    3. Надежность и последовательность.
    4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
    5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

    Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

    Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

    Как пробудить в себе лидера?

    Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

    Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

    1. Сформировать способности к .
    • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
    • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.
    1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
    • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
    • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
    • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
    • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
    • Тренируйте самообладание.
    1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
    • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
    • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
    • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
    • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
    • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
    • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.
    1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
    • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
    • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
    • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
    • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
    • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
    • Записывайте достижения.

    Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

    Внешние проявления лидерских качеств

    Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

    • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
    • Окружают себя людьми.
    • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
    • Направляют беседу при общении.
    • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
    • Достаточно вежливы и тактичны.
    • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
    • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
    • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
    • Сразу схватывают суть проблемы.

    Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

    Женщина-лидер

    Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

    • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
    • Учиться строить долгосрочные перспективы.
    • Четко и конкретно формулировать мысли.
    • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
    • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
    • Воспринимать критику адекватно.
    • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

    Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

    Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

    Существуют два типа управленцев, функции которых на первый взгляд схожи, но на самом деле имеют колоссальное различие. Речь идет о прирожденном лидере и обычном начальнике. Это все равно, что спросить, какова разница между апельсином и мандарином? Только в случае с руководителями разница более чем очевидна. А теперь попытаемся разобраться, почему многие люди считают, что между этими должностями нет никакого отличия.

    Многие офисные работники настолько привыкли к корпоративной иерархии, что смотрят на менеджера снизу вверх и по умолчанию наделяют начальника статусом лидера. Начальник отдела - это просто дополнительные полномочия и определенное количество власти над другими сотрудниками. Мы же ведь не будем отрицать того, что любой рядовой офисный работник, находящийся в самом низу корпоративной иерархии, может иметь лидерские задатки, но вместе с тем не иметь полномочий.

    Качества хорошего лидера, которые мы будем рассматривать далее, могут пригодиться и вне пределов офиса и с успехом могут применяться в семье, в социальной группе или во взаимодействии с друзьями.

    Если же вы уже стали начальником отдела своей компании, то вам интересно будет ознакомиться с ключевыми моментами, которые помогут вам в дальнейшем стать хорошим лидером.

    Лидер соотносит ежедневную работу с большими целями

    В крупных компаниях офисные работники порой чувствуют себя винтиком в огромном механизме. Люди выполняют однотипную работу, сдают ее к определенному сроку, даже не подозревая, какова отдача и каков результат. Здесь и проявляется первое отличие между лидером и обычным управленцем. Нчальник отдела делает ставку на то, чтобы его подчиненные выполняли работу хорошо и сдавали ее точно в срок. Обычный менеджер убежден, что его работа заключается в правильном регулировании элементов механизма, под которыми мы подразумеваем рядовых сотрудников. Поэтому он концентрируется только на текущих задачах

    Настоящий лидер всегда сохраняет в поле зрения главную цель. Он знает, что вся скучная и монотонная работа создана, чтобы в конечном итоге добиться хорошего результата. Лидер заботится о том, чтобы каждый из сотрудников знал о своем собственном вкладе в общее дело.

    Лидер видит в сотрудниках людей

    Руководитель отдела имеет место в своей организации, он убежден, что четкая иерархия создана для того, чтобы происходило движение по карьерной лестнице. Мелкий начальник всегда будет мечтать взять под свою опеку более крупный отдел. Именно поэтому всех своих сотрудников и подчиненных менеджер рассматривает исключительно с точки зрения должности.

    Лидер склонен отбрасывать в общении с подчиненными всякие условности, видя в обычных сотрудников, прежде всего, людей. Он интересуется делами сотрудников, их мечтами и чаяниями, а свое общение строит на доверии. Такое непринужденное общение помогает лидеру хорошо узнать своих подчиненных для того, чтобы в дальнейшем более успешно использовать сильные и слабые стороны работников.

    Лидер не присваивает себе достижения других

    Менеджер это такой же сотрудник в компании, он имеет свои собственные цели и мотивы. Точно так же он приходит к своему начальнику с отчетом о проделанной работе. И если кто-то из рядовых работников добился хорошего результата или придумал гениальную идею, велик соблазн присвоить себе авторство. Если же весь отдел сработал хорошо, управляющий воспользуется возможностью в очередной раз показать, какой он гениальный начальник.

    Лидер всегда найдет теплые слова для каждого из своих сотрудников и подчеркнет, что достижение цели - это, прежде всего, коллективный успех. Он с удовольствием упивается успехами своих подчиненных, ведь он знает, что чем больше успешных людей вокруг, тем лучше для коллектива.

    Лидер берет ответственность на себя

    Крайне важно уметь брать на себя ответственность за провал, даже если ошибки совершали рядовые сотрудники. Лидер никогда не станет обвинять кого-то из членов своей команды. Ведь он понимает, что это ему нужно было научить подчиненного делать свое дело правильно. Лидер воспринимает ошибки кого-то из членов группы как проблему функционирования системы, а за отладку системы, как известно, спрос с мастера.

    Рядовой начальник находит источник ошибки и наказывает человека, который совершил промах.

    Лидера волнует процесс, а не результат

    Что важнее, процесс или результат? Обычный менеджер сразу скажет, что ничто, кроме результата, не имеет значения. Именно поэтому менеджер так щепетилен, если дело касается сроков или точного выполнения инструкции.

    Однако если рассматривать картину процесса более углубленно, станет очевидным важность основательной фундаментальной работы. Поэтому лидер всегда смотрит глубже, он понимает, что результат - это лишь проявление усердия и трудолюбия.

    Лидер мотивирует и вдохновляет

    Заманчиво применить власть по отношению к подчиненному, когда он не укладывается в отведенные сроки. Да и авторитет не помешает, если нужно добиться от коллектива результата. Но лидер, прежде всего, имеет страсть и самоотдачу, он буквально «горит» на работе, вдохновляя всю свою команду.

    Лидер поддерживает свою команду

    Существует большая разница между раздачей заданий и желанием помочь своей команде при необходимости. Помните о том, что великие лидеры сами с блеском справляются со всеми задачами, что раздают своим подчиненным. И если возникнет необходимость, великий лидер не будет сидеть, сложа руки, он сам выполнит работу, поддерживая этим самым свою команду.

    Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

    В чем разница?

    Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

    1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
    2. Руководитель - это копия, лидер - это оригинал.
    3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
    4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
    5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
    6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
    7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
    8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
    9. Руководитель подражает, лидер создает.
    10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
    11. Руководитель - классический бравый солдат, лидер - это только он сам.
    12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

    Что говорят работодатели

    Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем - неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

    Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.


    «Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути - неформальный и социальный феномен, - рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». - Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника - не более».

    Руководство и лидерство - те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву - если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

    Как узнать про способности к руководству?

    Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент - тест « ». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

    Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

    Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

    Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности - тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

    Кому-то ближе контроль и планирование - тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.


    Пример из результатов теста «Профориентация».

    Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

    Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

    Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении - стараться и развиваться дальше.

    А как относитесь к руководству и лидерству вы?

    Вопросы управления во все времена привлекали повышенное внимание людей, ищущих власти, ведь механизмы её получения и удержания никогда не будут изучены до конца. Отдельные школы менеджмента противопоставляют руководителя и лидера как две различные формы влияния на коллектив. Кем быть лучше: назначенным на должность управленцем или признанным авторитетом, которого любят и боготворят?

    Определение

    Лидер – гласный или негласный статус, позволяющий человеку пользоваться авторитетом и влиянием в социальной группе, управлять ею и реализовывать определённые проекты и идеи. Харизматические «вожди» получают власть за счёт своего обаяния и внутренней притягательности, формальные – в силу легитимности. Утрата статуса происходит по мере того, как на смену старым лидерам приходят новые, пользующиеся большим доверием и уважением.

    Руководитель – лицо, обладающее формальным статусом и должностными инструкциями, уполномоченное управлять определённой общностью людей. Это может быть директор фирмы, начальник отдела, президент, председатель правления. Его главное отличие – легитимность, то есть обладание нормативно закреплённой властью и определённым кругом полномочий.

    Сравнение

    Не совсем правильно проводить границу между указанными категориями по таким основаниям, как стиль управления, вмешательство в деятельность коллектива, авторитет. Ведь и лидер, и руководитель могут быть одинаково пассивными или активными, деспотичными или демократичными, образованными или безграмотными. Обсуждая категории без эмоций, отличия видятся совершенно в ином.

    Во-первых, лидер – понятие более широкое, чем руководитель. Это могут быть как формальные, так и неформальные «вожди» сообщества. Во-вторых, руководитель всегда имеет легитимный статус. Его утрата автоматически влечёт за собой потерю своего места. Лидер может быть негласным, духом нации или общества. Даже если его отстранят от занимаемой должности, он всё равно сохранит авторитет и статус.

    Выводы сайт

    1. Объём понятия. Лидер – понятие более широкое, нежели руководитель.
    2. Способ получения статуса. Руководителей назначают, лидерами – становятся.
    3. Формальное выражение власти. Руководитель всегда имеет легитимность, лидер может быть избран негласно.
    4. Утрата функций. Руководитель теряет статус, когда его отстраняют от должности, лидер – когда появляется новый «вождь».