• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    • Не сохраняйте всё подряд, что удалось скачать с разных сайтов. Потом у вас не будет времени выбрать хороший материал на нужную тему из кучи файлов. Если презентация вам сразу не понравилась, удалите её.
    • Заведите отдельную папку на каждую тему и на каждый класс, чтобы быстро находить нужный материал.
    • Старайтесь, чтобы ваши презентации были в одном дизайне. Ученики будут лучше воспринимать материал в привычном оформлении. Если у вас есть исходник в ppt , вы можете изменить дизайн любой презентации, нажав в редакторе вкладку "Дизайн".
    • В презентации, кроме слайдов для теоретической работы, должны быть слайды для практической работы. Например, слова с пропущенными буквами, предложения для разбора и т.д. Если такой части нет, добавьте её сами или не сохраняйте файл.

    Рекомендации по созданию презентаций по русскому языку

    • Читайте рекомендации выше. Ценится та презентация, в которой предусмотрена не только лекция преподавателя, но и задания для самостоятельной работы учащихся.
    • Делайте презентации в одном дизайне.
    • Не старайтесь украсить каждое преждожение. Помните золотое правило оформителя текста: выделено всё - значит, не выделено ничего. Если у вас одно предложение будет курсивным, другое жирным, третье подчёркнутым и все они будут набраны шрифтом разного цвета, ребёнок не сможет понять, какая же информация в тексте главная. Решите для себя, например, что важное вы будете выделять жирным, а примеры писать курсивом, и делайте так на каждом слайде и в каждой презентации.
    • Заголовки не выделяйте курсивом и не ставьте после них точки.
    • Не форматируйте текст пробелами, для этого есть специальные кнопки. Во-первых, при форматировании пробелами у вас все встанет криво, во-вторых, верстка поломается при попытке изменить дизайн.
    • При наборе текста для синтаксического анализа увеличивайте межстрочный интервал, чтобы осталось место для подчёркивания слов.
    • Уменьшите рисунки в графическом редакторе, прежде чем вставлять их в презентацию. Когда вы уменьшаете картинку на слайде, подтягивая за уголок мышкой, на самом деле вы уменьшаете только масштаб изображения. Оно будет по-прежнему занимать на вашем компьютере много места, файл получится тяжёлым и его невозможнго будет выложить на каком-либо сайте из-за ограничения размера закачиваемого файла.
    • На последнем слайде принято указывать источники текстов и графических объектов. Тексты, конечно, лучше составлять самостоятельно.
    • На лекционных слайдах используйте инфографику, старайтесь объяснить сложные вещи на простых схемах. Используйте стрелки, таблицы, текст в блоках.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. Куприн)

    Cлайд 3

    Русский язык - один из восточнославянских языков, один из наиболее распространенных по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя также значительная и географически большая часть русского языкового ареала находится в Азии) и одним из самых распространённых индоевропейских языков. Входит в пятёрку самых переводимых языков мира. Наука о русском языке называется лингвистической русистикой, или, сокращённо, просто русистикой. Произносительной нормой русского литературного языка является т. н. московское произношение.

    Cлайд 4

    С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.

    Cлайд 5

    Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства каждый день. И иногда бывает непонятно, зачем нам его изучать. И вообще - зачем быть грамотными и писать правильно? Знать русский язык – это значит не только уметь правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Получить хорошую работу не так легко, а если ты еще и неграмотный, то это вообще нереально. Производит очень неприятное впечатление, когда человек неправильно говорит по-русски. Если человек свободно владеет языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хорошо говорящие по-русски, хочется быть достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным и понятым, а для этого надо владеть языком.

    Cлайд 6

    Язык – это целый мир. С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.

    Cлайд 7

    А начнём мы со значения слов. Собираясь по дороге русского языка, прежде всего надо выбрать правильный путь. Правильный… правый… уже загвоздка. Посмотрим ка в нашем словаре в чём сходство между «правильный и правый». До XV века, русские люди, произнося слово правый имели виду не то что справа от них, а то что, правильно, справедливо. А для того, что находится справа, у них было слово десный. Сейчас такое слово не произносится.

    Cлайд 8

    О диве дивном и немножко о жизни. Во время экспедиции у самого белого моря студент записал фразу, сказанную одной старушкой: -Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром… Как будто из сказки, правда? Как будто всё по русский сказано, а вот студент задумался. И не удивительно: здесь по крайней мере ять лингвистических загадок. Для человека внимательного, конечно. Вот я написала: «удивительно», посмотрела строчкой выше, а там уже слово дивная – того же корня и того же самого языка. А ведь не то же самое слово! Что такое удивительная? «вызывающее удивление… или необычайно хорошее, неправдоподобно хорошее… А что такое дивное? У этого слова есть 2 значения: 1) удивительное (старое значение), и прекрасное (разговорное, довольно новое значение, например дивный голос). Одно слово устарело, а другое чересчур вычурное, не всякий решится его использовать.

    Cлайд 9

    Между тем, перевести слова старушки, скажем так: «Летось погода удивительная живёт…». Что ж тут удивительного: дождь, молния, гром? Обычная летняя гроза. Что бы правильно понять это высказывание, нужно осмотрительно отнестись сразу ко всем словам в предложении. Студент поступил правильно он стал задавать вопросы, пытаясь понять значение нужного нам слова, и установил, например, что в речи его собеседницы невозможна «дивная девушка», а дивная жизнь взывает только смех. Следовательно значение «прекрасный» для этого слова в этом говоре не известно. Что бы ещё? Ах, да, а «дивные очи» могут быть? Как же, дивные очи живут (опять живут!) – на иконе … Стоп!

    Cлайд 10

    Дитмар Эльяшевич Розенталь Возможно, русский язык для тебя родной, возможно, иностранный. Быть может, ты профессиональный филолог, а, может быть, просто любитель. А я, в свою очередь, громко произношу имя человека, который сделал так много для русского языкознания и его популяризации, имя человека- легенды. Это Дитмар Эльяшевич Розенталь.

    Cлайд 11

    Дитмар Эльяшевич Розенталь Ди тмар Элья шевич Розента ль- советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку. Дитмар Розенталь родился 19 (31) декабря 1899 в Лодзи (Польша). В Москве с 1914 г. До 1918 г. учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 г. - в Московском университете (окончил в 1923 по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса. С 1922 по 1923 г. преподавал в средней, с 1923 - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-1936. Дальнейшие места работы - филологический факультет 1-го МГУ. Профессор, создатель и заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ.

    Cлайд 12

    Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей. Родоначальник (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 г.), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике. Учёный скончался в июле 1994 г. в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

    Cлайд 13

    Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный? Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!

    Cлайд 14

    Русский - язык девяти падежей Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся. Звательный падеж (вокатив). Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад. Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". "Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!" (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов "мама", "папа", "дядя", "тётя" ("мам", "пап" и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: "ребята" и "девчата" ("ребят", "девчат"). Однажды я даже слышал: "Мужчина! Мужчин!" Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!" Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а ф а к у л ь т а т и в н ы м падежом.

    Cлайд 15

    Местный падеж (локатив). Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкафе. На чём? - ... На шкафу!" Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку. Разделительный падеж (партитив). Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".

    Индивидуально-групповое занятие для учащихся 5 класса.

    Повторение: «Однокоренные слова» создана как сопровождение к инндивидуально-групповому занятию по русскому языку в 5 классе с инклюзивным обучением учащихся С(К)О по теме «Повторение. Однокоренные слова».

    Но может быть использована и при изучении данной темы, на уроках русского языка при введении нового материала, а также учащимися для самостоятельного изучения нового материала или повторения.

    ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной на уроке.

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Презентация "Паронимы. Подготовка к ЕГЭ" предназначена для учащихся 10-11 классов как при повторении темы "Лексика. Паронимы", так и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретического материала и практических заданий, состоящих из нескольких тестов с моментальной проверкой и итоговой самопроверкой. Данный ресурс может быть использован

    2) дома при индивидуальной подготовке;

    Презентация предназначена для учащихся 10-11 классов при повторении темы "Орфоэпия" и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретические сведения и практические задания. Использоваться ресурс может
    1) на уроках при коллективной работе;
    2) дома при индивидуальной работе учащихся;
    3) в качестве проверочных и контрольных работ.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Данная презентация может применяться как для подготовки учащихся к 9 заданию ЕГЭ (Правописание корней), так и для повторения написания слов. В материале содержится и теория, и практические упражнения с ответами.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Ресурс представляет собой интерактивный кроссворд, который можно использовать при обобщения и систематизации изученного материала в 9 - 11 классах на уроках и во внеурочной деятельности.

    Кроссворд прост в управлении, его можно разгадывать с любого слова. При нажатии на стрелку появляется текст вопроса, при клике на который соответствующие клетки кроссворда заполняются буквами. Клетки с буквами, составляющие слово «лингвистика», выделяются контрастирующим цветом.

    Целевая аудитория: для 9 класса

    Презентация может использоваться с любым УМК на базовом и профильном уровне в 10 классе при повторении темы "Фонетика".

    В учебном материале сделан акцент на тесной взаимосвязи фонетики и орфографии. Это способствует развитию орфографической зоркости.

    Основные цели разработки: закрепить знания учащихся о фонетике, дать понятие об основных фонетических процессах, происходящих в слове.

    Целевая аудитория: для 10 класса

    Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова". В презентации подробно рассматривается функция вводных слов в предложении, учащиеся путем сравнения предложений увидят отличие вводных слов от членов предложения. Ресурс поможет учащимся самостоятельно определить группы вводных слов по значению. Помимо теоретического материала презентация содержит и практические задания, тестовые и развернутые (составь предложение, расставь знаки препинания и т.д.). Представлены задания в формате ОГЭ - вопрос 10 "Вводные слова и обращения"