• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конкурсная игровая программа с элементами фольклора

    «Сударушка»

    Задача: показать актуальность и самобытность русских народных традиций через танец, игру и русский фольклор.

    Цели: приобщить обучающихся к русским народным традициям, воспитывать чувство уважения к произведениям русского фольклора, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям в процессе общения, развитие интереса к русскому народному творчеству, к истории русского народа.

    Под народную мелодию появляются Красны девицы и Добры Молодцы, выбегают скоморохи.

    1-й скоморох:

    Поклон вам, гости званные!

    Гости званные, да желанные!

    Здравствуйте, лебёдушки!

    Здравствуйте, молодушки!

    Да ребята – удальцы,

    Весёлые молодцы!

    2-й скоморох:

    Пожалуйте, гости дорогие!

    Ждём вас, поджидаем,

    Праздник без вас не начинаем.

    1-й скоморох:

    Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,

    Прибегая к обходительным словам.

    Нам по нраву ваш характер боевой,

    Темперамент ваш весёлый, озорной.

    2-й скоморох:

    А пришли сюда мы скуку разогнать.

    Мы пришли повеселиться, поиграть.

    Вместе с вами хором песенки попеть,

    На забавы, на потехи посмотреть!

    1-й скоморох:

    Пусть закружится весёлый хоровод,

    Пусть потешит сам себя честной нард!

    2-й скоморох:

    Все, кто в зале не ленись,

    В круг пошире становись!

    Расступись, честной народ!

    Начинаем хоровод!

    /Танец в кругу «Барыня» /

    1-я красна девица:

    Очень часто за событиями дней

    Старины своей не помним, забываем мы о ней.

    И хоть более привычны нам полёты на Луну,

    Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

    / Конкурс «Коса-девичья краса»: выбираются девочки-обладательницы кос, приглашаются в центр круга. Болельщики с помощью аплодисментов определяют, кто из них достоин звания «Русская красавица», ведь во все времена коса на Руси считалась символом женской красоты/ (Награждение победительницы)

    1-й скоморох:

    Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

    Мы продолжим занимательный наш путь

    Ждёт забава, не дождётся удальцов,

    Вызываю добровольцев-храбрецов.

    / Конкурс «Бой петухов»: два участника находятся в кругу. Их задача: вытолкнуть соперника из круга плечом, причём руками каждый держит одну ногу, согнутую в колене за спиной/ (Награждение победителей)

    2-я Красна девица:

    В старые годы взяли молодцы

    По стреле, вышли в чистое поле,

    Натянули луки и выстрелили.

    А кто из вас хочет судьбу попытать,

    Стрелу пустить?

    / Конкурс «Стрела Ивана Царевича»: участникам раздаются листы бумаги, из которых они за определённое время должны сделать самолётики. Эти самолётики и будут стрелами. По команде участники запускают свои «стрелы» - самолётики. Чей самолётик улетит дальше, тот и победил. (три участника) / (Награждение победителя)

    У старшего сына упала стрела …Куда?

    У среднего сына упала стрела …Куда?

    А у младшего Ивана Царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда.

    Ребята, а из какой сказки эти стрелы?

    Кто придумал эту сказку?

    2-й скоморох:

    Да, много есть у нас талантов:

    И певцов, и музыкантов-

    Любят пляску огневую

    И частушку удалую.

    / Конкурс частушечников: от каждого класса выходят знатоки частушек. Кто больше знает частушек, тот и побеждает/ (Награждение победителя)

    1-й скоморох:

    Скоро сказка сказывается,

    Да не скоро дело делается.

    А вы, ребята, любите сказки?

    Много русских сказок знаете?

    / Конкурс «Продолжи строчку, назови сказку» /

      Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка,

    А в клетке сидит Жар – птица.

    Ты птицу возьми, за пазуху положи,

    Да смотри… (клетки не трогай!)

    Как называется сказка? (Иван Царевич и серый волк)

    2) Позовите Сивку-бурку.

    (Сивка – бурка, вещая каурка,

    Стань передо мной, как лист перед травой!)

    Кто знает название этой сказки?

    3) Что должен был сказать Емеля, чтобы исполнилось его желание?

    (По щучьему велению, по моему хотению…)

    Как называется сказка? (Награждение победителя)

    1-я Красна девица:

    Я Лорка – скороговорка,

    Скороговорка Лорка!

    Так быстро говорить, друзья,

    Могу лишь я, лишь я, лишь я.

    К быстроте, кто не привык,

    Заплетается язык!

    / Конкурс «Болтунов»: произнесите быстро скороговорку: Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!/

    (Награждение победителя)

    1-й скоморох:

    А сейчас мы предлагаем вам игру-

    Мерить силу, как бывало в старину.

    Самых сильных приглашаем мы ребят.

    Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!

    / Перетягивание каната / (Награждение победителей)

    2-й скоморох:

    Сила есть, ума не надо!

    А давайте померяемся не силой, а сообразительностью!

    Отгадайте-ка русские народные загадки.

    / Конкурс «Загадочный» /

    Чисто, да не изба,

    Клейко, да не смола,

    Сладко, да не мёд:

    От рогатого берут

    И детушкам дают. (Молоко)

    Без рук, без ног,

    Под окном стучит,

    В избу просится. (Ветер)

    Бегал бегунок,

    Да шмыг в уголок. (Веник)

    Желта, да не месяц,

    Хвостата, да не мышь. (Репа)

    Бело покрывало

    На земле лежало.

    Лето пришло –

    Оно всё сошло. (Снег)

    За нашим двором

    Висит ватрушка

    С творогом. (Луна)

    Чёрненька собачка,

    Свернувшись, лежит.

    Не лает, е кусает,

    А в дом не пускает. (Замок)

    Не куст, а с листочками.

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает. (Книга)

    Течёт, течёт, не вытечет.

    Бежит, бежит, не выбежит. (Родник или река)

    (Награждение победителя)

    1-й скоморох:

    Вот настал момент прощанья,

    Будет краткой наша речь.

    Говорим вам: до свиданья!

    Говорим: до новых встреч!

    «Посиделки на новый лад» -

    театрализованная игровая программа из 6-ти русских народных игр разной подвижности, связанных единой сюжетной линией.

    Цель программы: формирование у детей интереса к фольклорным традициям русского народа.

    Задачи программы: - знакомство с некоторыми русскими играми;

    Развитие в игре личностных качеств: реакции, ловкости, смелости, выдержки, самоконтроля;

    Формирование навыков игрового общения по принципу «умеешь сам – научи товарищей».

    Аудитория: дети 8-11 лет (не более 25 человек).

    Действующие лица: Любушка,

    Аннушка – девочки 10-12 лет

    Одеты в русские народные костюмы.

    Ведущая «перевоплощается» в тётушку Арину в ходе программы (накидывает на плечи яркий платок).

    Место проведения: просторное помещение, стилизованное под русскую избу (скамьи, окна с занавесками, элементы интерьера). Пол не должен быть скользким.

    Реквизит: сундучок, лапоть, колечко, деревянная скалка или гладко оструганная палка длиной 50 см., полешки с ровным спилом высотой 30 см.(5шт.), глиняный горшочек, леденцы, сувениры – сундучки с описанием игр по количеству играющих.

    Длительность программы : 30 минут

    Музыкальное сопровождение : фонограммы русских народных плясовых мелодий или «живое» музыкальное сопровождение.

    Литературный сценарий

    Игровая площадка оформлена элементами интерьера русской избы (декорации могут крепиться на ширме). У стены – скамья, покрытая домотканым половичком, на ней – сундучок. Остальные предметы для игр разложены в произвольном порядке. Середина площадки свободна, зрители располагаются по периметру.

    Выбегают две девочки в русских костюмах и, не замечая зрителей, «репетируют» свой текст.

    Люба: Эй, девчонки!

    Аня: Эй, мальчишки!

    Люба: Все за нами!

    Аня: Все вприпрыжку!

    Люба: Будем играть до упаду

    Аня: Тридцать минут кряду.

    Люба: А игры у нас новомодные

    Вместе: Русские народные!

    Аня: (замечает детей) Ой , Любушка, смотри, ребята и вправду пришли. (Показывает на зрителей)

    Люба: (Удивлённо) Ребята, а ведь мы только репетируем…

    Аня: Приходите лучше завтра. Или послезавтра!

    (девочки собираются уйти, но вдруг натыкаются на ведущую, которая выходит им навстречу)

    Ведущая: Гости на двор – а мы со двора?! Что случилось, девицы - красавицы?

    Девочки: Мы репетируем…посиделки…на новый лад, а ребята пришли.

    Ведущая: Посиделки? Интересно. И как же вас сегодня звать – величать? Аня: Аннушка.

    Люба: Любушка.

    Ведущая: Тогда я буду (накидывает на плечи яркий платок) тётушкой Ариной. (Обращается к зрителям) Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанные! Покажете удаль свою в играх да забавах?

    Дети: Да!

    Арина: Вот и замечательно! (к девочкам) А как играть сегодня будем?

    Любушка: Так играли ещё в старину, когда человек не летал на луну,

    А ездили все на лошадях и на праздник приходили в лаптях.

    Аннушка: Песни пели, хороводы водили. Вобщем, весело наши прапрадеды жили.

    Любушка: И нам завещали, чтобы мы русских игр не забывали.

    Аккуратно их в сундучок сложили, Вот они до наших дней и дожили.

    Арина: Давайте-ка сундучок откроем, поглядим, что же в нём такое.

    (Открывает сундучок, а в нём ничего нет) Вот так раз! Игры затеяли, а сундучок не собрали?

    Девочки: Мы не успели……

    Арина: Не горюйте! Сейчас вместе что-нибудь придумаем. Поищем в нашей горнице то, с чем поиграть можно.

    Любушка: Нет здесь ничего подходящего.

    Арина: Вот и не правда! Первая игра на вас из-под лавки глядит.

    Аннушка: Лапоть? Он же один (берёт в руки лапоть)

    Арина: Чтобы поиграть, нам и одного хватит. Добры молодцы, красны девицы, вы прыгать умеете?

    Дети: Да!

    Арина: Не сомневаюсь! Да только выше лаптя не всякий прыгнет. Не верите? Давайте проверим. В круг становитесь, за руки не беритесь. Держи, Любушка, лапоть за бечеву, да крути так, чтобы он у ребят под ногами скользил. А вы, друзья мои, старайтесь подпрыгнуть вовремя. Кого лапоть заденет – тот из игры выйдет.

    Описание игры « КТО ВЫШЕ ЛАПТЯ ПРЫГНЕТ»: дети стоят в кругу. В центре – водящий. Он крутит лапоть на бечеве, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих. Дети подпрыгивают на месте в тот момент, когда лапоть оказывается рядом с ними. Из игры выходит тот, кого задел лапоть. Играют до тех пор, пока в кругу не останется самый ловкий. Он и будет крутить лапоть.

    Арина: Ай – да молодцы. Да только одна игра – не потеха. Посидите, отдохните. А лапоток мы положим в сундучок.

    Любушка: Что это у тебя, Аннушка, вид такой загадочный?

    Аннушка: Я придумала, с чем ещё поиграть можно.

    Любушка: С чем?

    Аннушка: Угадайте!

    Бежит речка, течёт речка,

    Сняла с пальца я…..

    Любушка: Колечко?!

    Аннушка: Да, в колечко и поиграем. Ребята, сложите руки лодочкой.

    В чьи-то руки я колечко незаметно положу,

    Ну, а вы секрет храните,

    Пока вам я не скажу:

    Колечко - колечко, выйди на крылечко!

    Тот, у кого кольцо, должен ко мне бежать.

    А те, кто рядом сидят, постарайтесь его удержать.

    Не удержите - быть ему «водой».

    Арина: Даже если вам колечко не положат, ладони не раскрывайте, пока Аннушка слова не скажет. А чтобы веселее было, мы песенку споём. Она простая, вот какая:

    Разыгрался Иванушка

    Возле белого камушка.

    Белый камень у меня, у меня,

    Говорите на меня, на меня.

    Кто смеётся у того, у того,

    Говорите про него, про него.

    Описание игры «КОЛЕЧКО»: дети сидят полукругом, ладони правой и левой рук сложены «лодочкой» Водящий в сомкнутых ладонях держит колечко. Его задача – незаметно передать кольцо одному из детей так, чтобы другие об этом не догадались. Для этого водящий проходит вдоль играющих и имитирует передачу колечка каждому. После этого отходит от игроков на расстояние 4-6ти шагов и произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, в чьих руках оказалось кольцо, должен добежать до водящего и коснуться его рукой. Тогда он становится «водой». А те, кто сидит рядом с ним, должны постараться удержать его. Если удержат, водящий остаётся прежним.

    Правила: 1. Нельзя выбегать раньше слов водящего.

    2. Нельзя ловить тем, кто не сидит рядом.

    Арина: Как видите, не просто с колечком добежать до крылечка. И мы аплодируем самым быстрым.

    Любушка: А я хочу играть по – другому!

    Моя игра понравится любому.

    Я буду…. змеёй («оживляет» тряпичный поясок)

    Кто смелый, тот будет играть со мной!

    Представьте, что я-змеиная голова. Я буду подходить к вам и

    спрашивать: «Хочешь быть моим хвостом?» Если вы согласны, отвечайте: «Да, конечно же, хочу.»

    Я змея, змея, змея,

    Я ползу, ползу, ползу.

    Хочешь быть моим хвостом? (обращается к Аннушке)

    Аннушка: Да, конечно же хочу!

    Описание игры «ЗМЕЯ»: водящий поочередно подходит то к одному, то к другому сидящему и спрашивает: «хочешь быть моим хвостом?», если в ответ звучит: «да, конечно же, хочу!», то водящий предлагает встать за ним и крепко держаться за пояс (талию). Таким образом, набирается «змея» из 6 – 8 человек. Первый – голова, последний – хвост. По команде «лови!»

    голова ловит хвост. Если поймает, он становится головой. Игра продолжается, пока змея не «разорвется» (кто-либо не удержится и расцепит руки).

    Арина: Пока мы хвост змеиный ловили,

    Про сундучок-то и забыли. Давайте положим в него колечко и поясок, похожий на змею.

    (Девочки убирают атрибуты в сундучок)

    Арина: (берёт в руки скалку, лежащую на скамье) А кто это брал мою скалку и на место не положил?

    Аннушка: А зачем её убирать, давайте и со скалкой игру придумаем!

    Арина: Что ж, попробуйте.

    Любушка: Можно кинуть, кто дальше, можно кегли сбить.

    Аннушка: А можно и кого-нибудь поколотить.

    Арина: Конечно, можно.

    А что, если поставить её на ладошку (показывает) И попробовать подержать – кто дольше?

    Аннушка: Можно я попробую? (берёт)

    Арина: А мы все вместе скажем такие слова:

    Калечина – малечина,

    Сколько часов до вечера?

    А теперь посчитаем:

    Раз, два, три…..

    Ну-ка, кто сумеет дольше

    Продержать скалку на ладошке?

    Описание игры «КАЛЕЧИНА-МАЛЕЧИНА»: гладко оструганная палка ставится на раскрытую ладонь. После слов «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» играющий старается как можно дольше продержать ее, не уронив. Это упражнение развивает глазомер и умение управлять своим телом.

    Любушка: А я до ста продержу!(пробует держать, но роняет)

    Аннушка: Эх ты, каши мало ела!(Любушка обиженно

    отворачивается) Люба, чего губы надула?

    Любушка: Каши хочу!

    Аннушка: Возьми да свари!

    Любушка: Горшок разбила.

    Аннушка: Сходи на базар да купи!

    Любушка: Денег нет.

    Аннушка: А сегодня горшки не продают, а просто так отдают!

    Любушка: Да ну?!

    Аннушка: За шильце, за мыльце, за белое полотенце!

    Любушка: Так это же наша любимая игра «Горшки»!

    Арина: И ребятам она тоже понравится. (Арина берёт в руки глиняный горшочек) В глиняных горшочках хранили раньше сметану, масло, кашу. А продавали горшки на базаре. Торговали ими кумовья да кумушки. Вот так мы с вами сейчас и поиграем: кто-то будет горшочком, а кто-то продавцом, кумом или кумушкой.

    Любушка : Ребята, встанем в круг.

    Аннушка: Сейчас я вас рассчитаю (обходит круг, называя детей по очереди: кум, горшок, кума, горшок и т.д.)

    Те, кого я назвала горшком, присядьте, пожалуйста.

    А тот, кто кум или кума встаньте за горшок.

    Любушка: Я буду покупателем и выберу самый красивый горшок.

    Арина: Продавцы, нахваливайте свой товар!

    (Аннушка выступает в роли продавца. Любушка, обойдя круг, обращается к ней со словами):

    Любушка: Кум, продай горшок!

    Аннушка: Что за него дашь?

    Любушка: Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

    Аннушка: По рукам! А теперь побежим в разные стороны по кругу. Кто скорее до горшка дотронется, тот становится его хозяином. А проигравший пойдёт по базару, чтоб найти себе новый горшок. По рукам? (Аннушка и Любушка, ударив друг друга по ладошке, бегут по кругу наперегонки).

    Описание игры «ГОРШКИ»: Играющие делятся на пары. В паре один-кум (кума), другой-горшок. Горшки рассаживаются на корточках по кругу. Кумовья (они-продавцы) встают за своим горшком лицом в круг. Водящий-покупатель. Он ходит за кругом, выбирая горшок. Выбрав, начинает диалог с продавцом:

    Кум, продай горшок!

    Что дашь?

    Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

    По рукам.

    Покупатель и продавец бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Обежав круг, стараются коснуться горшка. Кто опоздал, становится покупателем и идет выбирать горшок. Если прибежали одновременно, соревнование в беге повторяется.

    Арина: Молодцы! Базар закрывается, потому, что новая игра начинается. (Берёт в руки полешки)

    Аннушка: Наша новая игра называется «Дрова»?

    Арина: Не дрова, а полешки. Расставляй-ка их без спешки.

    Играть в неё мы приглашаем сильных и выносливых ребят.

    (выбирают 10-12 человек).

    Любушка: Нужно крепко держаться за руки и стараться не сбить полешки. Зато других можно подталкивать в круг. Кто собьет полешко выходит из игры. Расцепишь руки – тоже из игры выходишь.

    Готовы?

    Описание игры “ПОЛЕШКИ” : Играющие становятся в круг, крепко держась за руки. В центре круга, на полу, расставлены 5-7 поленьев. Начиная игру, дети разбегаются по кругу, затем начинают, не размыкая рук, подталкивать друг друга в сторону поленьев. Тот, кто полено уронит, из игры выходит. Если кто-то расцепит руки-из игры выходят двое. Соревнование продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся один-два самых ловких.

    Арина: Давайте поаплодируем победителю! В этой игре самым сильным и ловким оказался (спросить имя). Молодцы, ребята. А каждому молодцу да с огорода бы по огурцу. Только пока вы на нас глядели, огурцы в огороде зайцы съели.

    Аннушка: (складывая полешки в сундучок) Смотрите: в сундучке места свободного не осталось!

    Арина: Значит, пора нам заканчивать посиделки

    Любушка: А игры пускай теперь в сундучке живут.

    Арина: Пусть живут, а вы в них почаще играйте. Мы и ребятам подарим по маленькому сундучку с играми, а в добавок старинное русское лакомство – леденцы на палочке. (Девочки выносят подарки).

    Любушка: Мы сегодня поиграли

    Игры новые узнали.

    Аннушка: Все ребята молодцы

    Ловкачи и удальцы.

    Аннушка: Скажем сундучку «спасибо»

    Мы ещё играть могли бы.

    Только правило у нас: Вместе: Делу время, а потехе час.

    Всем участникам программы дарятся конфеты-леденцы и сувениры – сундучки с вложенным в них описанием игр.

    Любушка: Так давайте на прощанье скажем дружно: «До свиданья!»

    Арина: А всем зрителям спасибо за внимание.

    Хозяева провожают гостей.

    Литература

    1. Метелягин А.С Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры, ПИПКРО, Псков, 1995.

    2. Покровский Е.А Детские игры: Преимущественно русские. Москва, Терра, 1997.

    3. Уланова Л.С Праздничный венок. Москва, Сфера, 2001.

    4. Шмаков С.А Нетрадиционные праздники в школе. Москва, Новая школа, 1997.

    Сценарий

    познавательно- игровой фольклорной программы

    « Русские лапти »

    для детей младшего школьного возраста

    Цели и задачи : Познакомить детей с историей русского народного ремесла плетения лаптей, их назначением. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. мастерам.

    Участники программы : Ведущий- Вед., Скоморохи: Скоморох 1-С 1, Скоморох 2-С 2.

    Учащиеся начальной школы.

    Реквизит: лапти для проведения конкурсов- 2 пары, лапти сувенирные -2 пары- для оформления и демонстрации, канат, листы бумаги с надписями пословиц и поговорок. обручи 4 шт., кегли 4 шт.. мел, картошка 10 шт.

    Звучат русские балалаечные наигрыш / выход скоморохов.

    Выбегают скоморохи.

    С1 Всем привет! Чего сидите?

    Развлечения хотите?

    То ли делать неча вам?

    Шли б, ребята, по домам

    Да хозяйством занялись.

    А они, глянь, собрались!

    Можно думать, что вам тут

    Лапти даром раздают.

    Можно думать, за бесплатно

    По мороженке дадут!

    Даже чаю не нальют!

    Так что все домой! Адью!

    С2 Эй, ты, что это творишь?!

    Ты про что тут говоришь?

    Вы не слушайте, ребята,

    Он обманывает вас!

    Развеселый праздник лаптя

    Проведем мы сей же час.

    С1 Люди добрые полу женского и мужского,

    Не желаете ли лаптя барского?

    Лапти русские, не широкие и не узкие,

    А в самый раз для всех вас!

    Вот лапти рисованные,

    Никем еще не надеванные!

    А вот плетеные из лыка ядреного!

    С2 А вот лапти сувенирные

    Для интерьера квартирного!

    Гляньте сюда, здесь лапти- игрушки

    Для вашей подружки!

    С1 У нас лапти всякого размера

    Для гнома и Гулливера!

    И от всяких мастеров,

    Покупай- и будь здоров!

    Но мы не даром торгуем сим товаром.

    продаем лапти за веселье, а не за безделье!

    Вед. За знание, умение и старание!

    Будут конкурсы, будут игры!

    Всяк получит заряд бодрости!

    А для начала, деточки, девочки- мальчики, скажите, что такое лапти?

    (Плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок- косичек, называющихся «Оборотами»).

    С1 Носим мы сейчас туфли, босоножки, кроссовки, да сапожки. А раньше на Руси…

    С2 «Липовые корытца» носили многие лица!

    С1 Да не лица! А ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам да по кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. Недаром говорили в те времена: «В дорогу идти пять пар лаптей плести».

    С2 Лапти плести- не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

    Вед. Да, лапти плели из лыка. А что такое лыко?

    (Лыко – это тонкий слой мягкой корыпод толстой основной корой дерева. Лыко драли вначале лета или в конце весны. В эту пору оно легко снимается с деревьев. Для одной пары лаптей надо было ободрать три молодые липки.)

    В ту пору легко плели подошву, обувник (бока) и оборы (Демонстрирует на лапте). Запятник- трудное дело, давался он самым умелым. Порою лапти плели всей семьею. Плели и пели песню, ух и интересную!

    Выступление ансамбля «Завлекаши».

    Вед. Любили лапти в народе! Даже названия давали им разные, например, шептуны, курпы, крутцы. На Черниговщине лапти называли дубочарами, так как плели их из коры молодых дубов. Там где лыка не было, лапти плели из веревок, даже из тонких корней. Такие лапти называли коренниками. А из конского волоса плели волосяники в горячей воде. подогревая, лапти розовели и становились твердыми. На гуляния и в праздники деревенские девушки надевали писанки- «писаные» лапти избелого и розового вязового лыка. А сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях.

    Конкурс «Собери пословицы и поговорки».

    Играют 2 команды по 4 человека.

    Вед. Об удачливом, но хвастливом человеке говорили:

    « В один лапоть…(две ноги обувает)».

    На никчемного, шатающегося без дела кивали:

    «Звонит…(в лапоть)».

    Про тех, у кого спеси, хоть отбовляй, народ верно подметил:

    «Сидит, надувается. да три дня…(в лапти обувается)».

    О завистливом и угодливом человеке судачили:

    «Чужие шаги считал, а свои…(лапти изодрал)».

    Про непростое дело народ сложил такую пословицу:

    «Это вам не лаптем…(щи хлебать)».

    А о ловком, пронырливом человеке народ говорил:

    « И из лаптей …(выскочит)».

    Дети садятся на свои места.

    Лапоть передается из рук в руки под музыку.

    На ком музыка остановится, тот выходит и садится на скамейку.

    Приглашаются 5 человек.

    С1 Ловкачи наши пусть сейчас попляшут. Кто в лаптях, кто без лаптей- выходи плясать скорей!

    С2 У кого душа не узкая,

    Все, кто любит пляску русскую,

    Выходи без лишних слов,

    Будет конкурс плясунов!

    Вед. Вот сейчас мы и увидим.

    Кто умеет отдыхать.

    На скамье обычной сидя,

    Нужно что- нибудь сплясать.

    Проводится конкурс плясунов.

    Вед. Нам веселые девченки

    Пропоют частушки звонко,

    Ведь в народе каждый знает:

    Жить частушки помогают.

    Частушки:

    Ах, Алеша ты, Алеша,

    У тебя гармонь хороша.

    Лапти новые скрипят,

    Танцевать ему велят.

    Гуляй, Матвей,

    Не жалей лаптей:

    Тятька лыка надерет-

    Лапти новые сплетет.

    Ветер дует, ветер дует,

    Ветерочка не унять.

    лапти новые надену-

    Милого стану завлекать.

    Ах, Егорка, ты, Егор,

    Ты бы съездил за бугор.

    Мне привез желанные

    Лапти иностранные.

    Попляшите, мои лапти,

    Ведь недолго вам плясать.

    Выйду замуж- буду плакать,

    Вам- под лавкою лежать.

    Мы частушки вам пропели,

    А теперь торопят нас.

    До свиданья. В лапоточках

    Мы потопаем сейчас.

    Продолжаем мы программу

    Для гостей, друзей, для всех.

    Начинаем панораму

    Удивительных потех!

    Вед. И девчонок, и ребят

    Вызываем на канат.

    Десять – слева, десять – справа.

    Только мускулы трещат!

    Игра «Перетягивание каната».

    2 команды по 8 человек. посреди каната привязывается лапоть, чертится линия, за которую нужно перетянуть канат и удержать 10 сек.

    Вед. Вот царевна Несмеяна,

    То ли Дуня, толь Татьяна,

    Толи даже Марианна.

    Очень грустная она.

    Рассмешите Несмеяну,

    То ли Дуню, толь Татьяну,

    То ли даже Марианну.

    Засмеется-тому аплодисменты сполна!

    Конкурс «Рассмеши Несмеяну»

    Вызываются желающие. Шуткой, танцем, пантомимой рассмешить девочку.

    Вед. К нам на праздник пожаловали гости.

    Вед. Ой. вы, гой еси, люди добрые,

    В деле славные и хоробные!

    Продолжаем игрища народные!

    Не для дела. не для славы

    Продолжаются забавы.

    Конкурс новый. интересный,

    Вам пока что неизвестный.

    Конкурс «Канатоходцы».

    Приглашаются 2 команды по 5-6 человек. Параллельно друг другу на пол кладутся две веревки/ скакалки одинаковой длины на расстоянии 2-3 метра. Каждой команде выдается одна пара лаптей. Первые участники надевают их на руки и по сигналу ведущего, наклонившись, «идут руками» по веревке, поочередно переставляя руки так, чтобы один лапоть прикасался к другому- сплошным шагом. («Ход руками» в лаптях).

    Вед. Подходи со всех сторон!

    Вот еще аттракцион!

    Надо лаптем взять картошку,

    Опустить ее в лукошко.

    Лапоть другу передать,

    Чтоб он мог картошку взять.

    Опустить ее в лукошко.

    Словом, лаптем взять картошку.

    Это вам не щи хлебать,

    А картошку доставать.

    Проводится конкурс «Перетащи картошку лаптем».

    2 команды по 10 человек.

    Каждая получает лапоть. Первые игроки Бегут к корзинам, в которых находится мелкая картошка, и стараются лаптем с единственной попытки подхватить ее и положить в стоящее рядом лукошко. Потом возвращаются и передают лапти следующим игрокам. побеждает команда, первой закончившая перекладывать картошку из своей корзины.

    Вед. Сейчас состязание с лаптем для тех,

    В ком сила играет для разных потех.

    Кто взглядом прицельным пространство окинет

    Бросать можно слева,

    Бросать можно справа.

    Кому по плечу богатырская слава?

    Проводится конкурс «Закинь лапоть подальше».

    Участвуют все желающие. Лапоть бросают не прямо, а через плечо или через голову.

    Вед. Лапти- лапоточки,

    Белые носочки,

    Ровные подошвы,

    Вы остались в прошлом.

    Легкие, удобные,

    Лапти скороходные.

    Лапотки плетеные-

    Обувь немудреная,

    Но зато народная

    И душе угодная!

    Что ж, закончим праздник

    Мы стихом красивым:

    Лапоть! Русский лапоть!

    Всем знаком в России.

    Дед лапти плел и с лыком лыко

    Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

    А в доме лампа с керосином.

    Трещат поленья в печке знойной

    Не из какой-нибудь осины,

    А из березы белоствольной.

    Мороз за окнами трескучий,

    Как и огонь, такой же жгучий.

    Дед лапти сплел, остатки лыка

    Забрал и я, чтоб сплесть оборы,

    И что- то плел,а кот мурлыкал

    Под наши с дедом разговоры.

    Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.

    «МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ» (конкурсная программа по мотивам русского фольклора).

    (В оформлении зала использованы русские народные мотивы: вышивка, орнамент, русские матрешки, вязание, плетение и т.д.Желательно в музыкальном сопровождении использовать игру гармонистов и балалаечников, если же это невозможно, подобрать соответствующие записи русских народных мелодий на народных инструментах).

    Ведущий (на фоне музыки).
    Добрый вечер! Сегодня у нас необычный вечер необычный конкурс, посвященный русскому фольклору. Русский народ создал необычное устное народное творчество: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, а также сказки, героические, волшебные, бытовые… Итак, раскроем этот прекрасный ларец русской народной мудрости!!!
    Встречаем наши команды: добрых молодцев и красных девиц.

    Звучит русская народная мелодия, появляются участники команд в русских костюмах: Русская березка, Скоморохи, Петрушка, Матрешки и Балалаечники.

    После представления жюри объявляется начало конкурса.

    ПЕРВЫЙ КОНКУРС.
    РАЗМИНКА-ЗАГАДКИ.

    Команды могут друг другу загадывать загадки или же их предлагает ведущий.
    1. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу - соскочу-привечу. (Шапка).
    2. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка).
    3. За стеной костяной, соловейко - спой. (Язык).
    4. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес. (Человек).
    5. Маленький Данилка в петелке удавился. (Пуговица).
    6. Днем обручем, ночью-змеей. (Пояс).
    7. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове-пупок, всего одна рука, и та на спине. (Чайник).
    8. На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака),
    9. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
    10. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их? (Одна).

    Ведущий:
    Пока жюри подводит итоги первого конкурса, дослушаем русскую народную песню.

    ВТОРОЙ КОНКУРС.
    ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

    Выносят колчан со стрелами. Каждая «стрела» - это свернутая в трубочку бумага, на которой написано начало пословицы, на другой - ее окончание. Командам предлагается вынуть стрелы одного цвета и сообщить, как правильно звучит пословица.
    1. Царство разделится - скоро разорится.
    2. Пашню пашут - руками не машут,
    3. На чужой стороне - и весна не красна.
    4. Конь познается при горе - а друг при беде.
    5. Под лежачий камень - вода не течет.
    6. И а полатях лежать - так и, ломтя не, видать.
    7. Слово не стрела - а хуже стрелы разит.
    8. Не сади дерева - корнем кверху.
    9. Кто труда не боится - того и лень сторонится.
    10. Лучше смерть на поле - чем позор в неволе.

    После подведения итогов второго конкурса слышится задорная мелодия русских частушек, на фойе музыки.

    Ведущий:
    Хохотушки, задиры, болтушки,
    Убивающие наповал.
    Сколько раз я слыхал вас, частушки,
    Сколько раз я вас сам надевал.
    В самоцветных припевках - Россия,
    Посвист ветра, и удаль, и стать.
    Никогда не выходит из моды Остроумье,
    волненье в крови И цветастое слово народа…

    Частушка - это не только мотив и слова, пускай и яркие, интересные, а сама жизнь, часть чьей-то памяти души. В частушках четко просматривается зоркость, остроумие, сжатость, энергичность выражения, свободное обращение со словом. Частушка-это произведение искусства, творческая удача, а то и шедевр, которые органически входит в накопленное культурное богатство, отражает душу народа. И не важно, когда она сочинена - вчера или в прошлом веке. Главное - она живет, поражает воображение и радует наши сердца.

    ТРЕТИЙ КОНКУРС.
    Частушки.

    Задача команд - спеть как можно больше частушек. Команды поют по очереди. Если команда затрудняется вспомнить очередную частушку, она может обратиться к помощи своих болельщиков. Частушка от зрителей оценивается наравне с частушкой от команды. Команда, которая первая исчерпает свой запас частушек, окажетя в данном туре проигравшей.
    Рекомендуется начать конкурс с домашних заготовок команд под аккомпанемент гармошки, балалайки, зрительские поддержки допускается прослушивать с места, если много зрителей, или же в порядке очереди вызывать их к микрофону на место состязания.
    Ведущий:
    Молодцы! Хорошо подготовились команды и группы поддержки. Пусть участники команд пока отдохнут, а капитанов мы приглашаем на конкурс ДРАЗНИЛОК.
    Издавна от взрослых к детям переходило обыкновение давать друг другу прозвища, дразнить. Дразнилка - это разновидность детского фольклора. Дразнили нерях:«Агашка-грязная рубашка», «Степка-растрепка», осуждали нечестность: «Гришка, Гришка - украл топоришко», нерасторопность, несобранность, недогадливость, обидчивость, болтливость и т.д. Или же дразнилка создавалась и безотносительно к реальным особенностям высмеиваемого - в коротком стишке обыгрывалось имя прибавлением к нему смешного созвучия: «Архип - охрип», «Зина-корзина» и т.д. Обычай дразнить развивал чувство юмора и, что еще ценнее, открытость при выяснении отношений. Редкие ссоры сверстников были длительными. Все заканчивалось этой словесной перепалкой - кто кого, а потом возобновлялась совместная игра. Итак, командиры, кто кого.
    Филя - простофиля.
    Антошка – картошка.
    Алешка - лепешка.
    Володька - колодка
    Андрей - воробей.
    Егор – багор.
    Зина - разиня.
    Иван - болван.
    Кирило - собачье рыло.
    Илюха - свинячье ухо.
    Маша - простокваша.
    Мишка - еловая шишка.
    Петька - горька редька.
    Стенка - растрепка.
    Федул - губы надул.
    Татьяна - сметана.
    Яшка - драная рубашка.
    Филипп – к забору прилип.

    Ведущий:
    А теперь пожали друг другу руки, и – к своим командам. Нас ждет конкурс СКОРОГОВОРОК. Это тоже разновидность детского фольклора. Они развивают внимание, умение четко выговаривать сло-ва, хорошо говорить. Сейчас мы проверим, как хорошо участники команд владеют отчетливостью русской речи.

    ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС.
    СКОРОГОВОРКИ.

    1. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по две гроши.
    2. Свинья белорыла, тупорыла, весь двор перерыла.
    3. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
    4. На семеры сани по семеро в сани.
    5. Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна - под попом, поп - под колпаком.
    6. Три корабля лавировали, да не вылавировали.
    7. Идет с козой косой козел.
    8. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
    9. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
    10. От топота копыт пыль по полю летит.
    11. Летят три пичужки через три пусты избушки.
    12. Стоит копна с подприкопеночком.
    13. Добры бобры идут в боры.
    14. У быка губа тупа. Бык, бык, тупогуб.

    В перерыве звучит русская народная песня в исполнении ансамбля «Русская песня» или «Золотое кольцо».

    Ведущий:
    Следующий конкурс – СКАЗКА. Задание необычное. Команда представляет инсценировку сказки без звукового оформления и костюмов; разрешается пользоваться предметами, необходимыми по сюжету сказки. Команда противника без подсказки зрителей должна угадать эту сказку. Допускаются пред-варительные ответы, тогда команда представляет следующую сказку.
    Рекомендуются хорошо известные всем сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению, по моему хотению», «Лиса и журавль», «Три жадных медвежонка».
    Ведущий:
    Вот и подошел к концу наш конкурс. Мы рассмотрели самые основные виды русского фольклора и убедились, как щедр народ на выдумку, остроту, как он талантлив, разнолик, умен, находчив. Под мелодию русских песен в современной обработке все участники конкурса танцуют вместе со зрителями.

    Игровой классный час 7класс

    Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

    Цель:

    Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

    Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

    Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

    Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

    Ход классного часа

    Вступительное слово классного руководителя.

    Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

    На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время - потехе час».

    Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

    А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

    Конкурс 1: «Пословицей - правда молвится»

    Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей - правда молвится»,

    Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

    1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

    2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

    3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»),

    4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время - потехе час»),

    5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

    6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот - золотой рот» («Слово - серебро, молчание - золото»).

    7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

    8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»),

    9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь - людей насмешишь»).

    Конкурс 2: «Музыкальный»

    Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

    Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

    1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

    3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

    4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

    6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

    7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

    9. В лесу выросло,

    Из лесу вынесли,

    На руках плачет,

    А на полу скачет. (Балалайка)

    Конкурс 3: «Удача»

    Для проведения главного конкурса сегодняшней игры - «Удача» - приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

    Предлагаются следующие темы:

    Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

    Русская кухня (зеленый);

    Быт русского народа (синий);

    Русские народные праздники (желтый);

    Славянская мифология (оранжевый);

    Русские былины (белый).

    Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

    болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

    Народное декоративно-прикладное искусство

    1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

    2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

    3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

    4. Что такое колт? (Височная подвеска)

    5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения.)

    6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

    Русская кухня

    1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

    3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

    4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

    5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

    6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

    Быт русского народа

    1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

    3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

    6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

    Русские народные праздники

    1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

    2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

    3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

    4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

    4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Славянская мифология

    1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

    2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту Масленица».)

    3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

    4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

    5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу - с 23 на 24 июня по старому стилю)

    6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

    Русские былины

    1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

    2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

    4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

    5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

    6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

    Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

    Конкурс 4: «Логическая цепочка»

    Мы приступаем к проведению очередного конкурса - «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

    Задача команд - как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

    Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

    Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

    Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

    Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

    Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

    Я называю старинное слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

    Алтын - старинная русская медная монета в 3 копейки.

    Вершок - старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

    Аршин - русская мера длины, равная 71 см.

    Полтина - монета достоинством в 50 коп.

    Грош - старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

    Сажень - старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

    Косая сажень - старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

    Верста - русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

    Полушка - старинная медная монета, равная 0,25 коп.

    Десятина - русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

    Фунт - старая русская мера веса, равная 409 г.

    Пуд - русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

    Конкурс 5: «Блиц-турнир»

    Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

    При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке - начинаем конкурс.

    Вопросы для первой команды

    1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

    2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

    3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

    4. Что не родится без языка? (Язык)

    5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

    6. Без чего дом не построить? (Без угла)

    Вопросы для второй команды

    1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

    2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

    3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

    4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

    5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

    6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

    Вопросы для третьей команды

    1. Чего языком не достанешь? (Носа)

    2. Какой в воде камень? (Мокрый)

    3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

    4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

    5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

    6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

    Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.