• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Опросник мотивации представляет собой инструмент исследования, выявления и оценки нужд, потребностей, мотивов, склонностей, стремлений и побуждений, лежащих в основе поведения человека и осуществления им определенной деятельности. Опросник мотивации, состоящий из определенного набора утверждений, на которые опрашиваемый должен ответить положительно или отрицательно, исходя из собственных предпочтений и внутренних установок и убеждений, позволяет понять, что детерминирует поведение конкретного человека, насколько интенсивно и упорно человек будет осуществлять выбранное действие для достижения желаемого результата. В самом общем виде опросник мотивации содержит утверждения, которые касаются отдельных поведенческих характеристик, эмпирически связанных с мотивами, а испытуемый должен отметить, насколько утверждения соответствуют или не соответствуют его установкам, убеждениям, характеру. Проблема в том, что, используя опросник мотивации, абсолютной точности ответов добиться сложно из-за наличия защитной мотивации у опрашиваемого и фактора социальной желательности. Иными словами, человек, заполняя опросник мотивации, может несколько приукрасить действительность, чтобы выставить себя в лучшем свете, порой даже не вполне осознанно.

    Мотивационные проявления многозначны, поэтому существует много методик для измерения мотивов и оценки мотивации, много различных опросников мотивации. Для диагностики мотивации с различных сторон наиболее часто используются следующие опросники мотивации:

    1) Опросник мотивации Эдвардса, так называемый список личных предпочтений. Этот опросник мотивации позволяет измерить силу потребности опрашиваемого в уважении, помощи, автономии, достижении, содействии, порядке, внутреннем анализе, проявлении себя, унижении, заботе, лидерстве, терпении, агрессивности, изменении, индивиде другого пола. В итоге можно узнать, насколько сильна каждая из потребностей по отношению к другим потребностям из указанного перечня.

    2) Опросник мотивации достижения, предложенный Мехрабианом. Этот опросник мотивации имеет две формы: для женщин и для мужчин, и в его основе лежит теория мотивации достижения, разработанная Дж. Аткинсоном. Опросник мотивации достижений содержит сравнительные утверждения, и помогает выявить тенденцию мотивации достижений, которая образуется как разница между проявлением мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи. Чем выше показатели опрашиваемого, тем больше он мотивирован на достижения, а низкие показатели свидетельствуют о тенденции избегания неудач.

    3) Опросник мотивации, служащий для измерения аффилятивной тенденции и определения уровня чувствительности к отвержению. Автором этого опросника также является Мехрабиан. Аффиляция в данном случае – способность завязывать отношения с другими людьми и поддерживать их. С помощью этого опросника можно измерить стремление человека к приятию окружающими и его страх перед отвержением.

    Мотивация - важная часть рабочего процесса, и каждый работодатель заинтересован, чтобы его сотрудники выполняли возложенные на них обязанности эффективно и с желанием, что обеспечит выгоду компании.

    Помимо базовой мотивации заработной платой существуют и другие способы нацелить работника на выполнение должности. Однако важно не просто их применять, но быть в курсе того, какой уровень мотивации существует на конкретном этапе действия того или иного сотрудника.

    Поэтому существует множество разных мероприятий нацеленных на выявление этой информации. Это опросы, тестирования и стимулирующее анкетирование. Такие вещи позволяют оценить уровень заинтересованности, а также выявить желания и моменты соприкосновения работников, их увлечённость и работоспособность.

    Главное понимать, что правильно построенная мотивация в рабочем процессе поможет не только самому сотруднику компании, но и всей фирме целиком.

    Разновидности стимулирования

    Потребности человека - вот что играет важную роль в стимулировании рабочего процесса. И у каждого они свои, как биологические, так и социальные.

    К последним, например, относятся желание общаться с другими людьми, получение определённого статуса, уважения, стабильности.

    А помимо собственно финансовой мотивации бывают другие разновидности. Например, страхование, льготы на питание, проезд, ГСМ или другие условия труда.

    И только выявление конкретики по каждому сотруднику даёт возможность полноценно определить и настроить необходимую мотивационную составляющую. А вслед за настройкой и реализацией придёт и эффективность работы.

    Тесты как выявление мотивации

    Тестирование может быть разного характера:

    1. Тесты с вариантами ответов. Обычно такие виды нацелены на то, чтобы выяснить мнение и желания работника по конкретным вопросам уровня заработной платы, качества трудового положения, эмоциональной оценки в различных ситуациях (рост или кризис фирмы часто меняют оценку своего рабочего процесса сотрудниками).
    2. Тестирование без вариантов ответа, которые подразумевают развёрнутые комментарии со стороны тестируемого. Обычно такие вопросы составляются с целью узнать отношение работника к собственному месту работы, к коллективу и начальству. Это могут быть вопросы подобного рода:
    • Что нужно улучшить в компании?
    • Как вы оценивайте саму фирму?
    • Что можно нового ввести в процесс работы?

    Мотивационные анкеты

    В анкетах принято ставить варианты ответов, либо же возможность проходящему анкетирование выставлять цифры по шкале. Делается это для ускорения обработки итогов. Анкеты бывают разные:

    Для стимуляции работников. Вопросы стандартные и зачастую прямые. Просто возможность ставить не конкретный ответ, а градационные цифры (например, в диапазоне от 1 до 5), дадут человеку больше спокойствия. А это повысит честность заполнения.

    • Устраивает ли вас заработная плата?
    • Устраивает ли отношение начальника?
    • Довольны ли вы распорядком рабочего дня?

    Соответственно, те вопросы, которые по итогам соберут наименьшее количество баллов, будут первоочередной повесткой для пересмотра политики фирмы.

    Анкеты для мотивации человека. В этом виде анкетирования используются следующий род вопросов:

    • Насколько для вас важен уровень заработной платы?
    • Насколько важно для вас мнение окружения на работе?
    • Насколько ценны имеющиеся условия труда?

    Мотивирующее анкетирование - хороший способ понять, насколько ваши работники удовлетворены существующим уровнем условий. Также людям предоставляются анкеты не только по основным видам мотивации, но и по дополнительным. Например, анкеты о премиях могут включать перечень мотиваций. А сотрудник, проходя данный тест должен будет ставить галочки на тех вариантах, которые ему наиболее интересны.

    Чтобы не быть прямолинейным, многие работодатели маскируют свои опросы о важных процессах рабочих будней под простые анкеты по интересам сотрудников. В таких вариантах, среди большинства простых вопросов будут прятаться «полезные» для проводящего анкетирование.

    Главное в таких вещах - правильно составленный вопросник. Поэтому, чтобы повысить коэффициент полезности, фирмы обращаются к специализированным компаниям, делающим это профессионально.

    Итог

    Если не забрасывать вопросы отношения собственного персонала к работе и процессам рабочей деятельности фирмы, можно получить много полезной информации и на её основе составить план переустройства наиболее важных моментов. В совокупности это даст возможность повысить эффективность, а соответственно и прибыль.

    Личностные опросники, так или иначе предназначенные для изучения мотивационной сферы личности: мотивация достижения, мотивация избежания неудач, мотивация одобрения. Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель-Средство-Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Мотивация успеха и боязнь неудачи. Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Опросник предназначен для дифференцированной оценки двух связанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудачи. Цель этого теста - выявить уровень демонстративности испытуемого. Демонстративность - сложная, многоплановая характеристика. Это и стремление к "показухе", получение удовольствия от привлечения позитивного внимания к своей личности. Это и тенденция к Данный тест предназначен для диагностики уровня педантичности. С одной стороны педантичность - это стремление следовать раз принятым формам, ревнивое и упорное соблюдение всяких мелочей (мелочность), упущение из виду самой сущности дела. С другой сто Сила воли. Мотивация одобрения весьма существенно влияет на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности. Мотивация достижения (успеха, удачи) – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

    Когда понадобится: для определения типа трудовой мотивации сотрудника.

    Инструкция

    Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены. В каждом вопросе есть примечание, сколько вариантов ответа Вы можете дать. Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа.

    Если в таком вопросе Вы выбираете какой-то из приведенных вариантов, обведите кружком цифру, нумерующую этот ответ. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в поле «Другое».

    Тестовое задание

    1. Ваша позиция в организации: 1) управляющий; 2) служащий; 3) рабочий.

    2. Ваш пол: 1) мужской; 2) женский.

    3. Ваш возраст: ____ лет.

    4. Как долго Вы работаете в данной организации? ____ лет / ____ месяцев.

    5. Что Вы больше всего цените в своей работе? Дайте один или два ответа.

    5.1. Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.

    5.2. Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.

    5.3. Что я чувствую себя полезным и нужным.

    5.4. Что мне за нее относительно неплохо платят.

    5.5. Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.

    5.6. Другое: ____________________________________________________________

    6. Какое выражение из нижеперечисленных Вам подходит более всего?

    Дайте только один ответ.

    6.1. Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход.

    6.2. В своей работе я полный хозяин.

    6.3. У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе.

    6.4. Я ценный, незаменимый для организации работник.

    6.5. Я всегда выполняю то, что от меня требуют.

    6.6. Другое: ____________________________________________________________

    7. Как Вы предпочитаете работать?

    Дайте один или два ответа.

    7.1. Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.

    7.2. Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.

    7.3. Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.

    7.4. Предпочитаю работать под полную личную ответственность.

    7.5. Готов(а) делать все, что нужно для организации.

    7.6. Другое: ____________________________________________________________

    8. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились?

    Дайте один или два ответа.

    8.1. Если предложат намного более высокую зарплату.

    8.2. Если другая работа будет более творческой и интересной, чем нынешняя.

    8.3. Если новая работа даст мне больше самостоятельности.

    8.4. Если это очень нужно для организации.

    8.5. Другое: ____________________________________________________________

    8.6. При всех случаях я бы предпочел (предпочла) остаться на той работе, к которой привык (привыкла).

    9. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок?

    Дайте один или два ответа.

    9.1. Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.

    9.2. Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.

    9.3. Плата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации.

    9.4. Мне нужен гарантированный заработок – пусть небольшой, но чтобы он был.

    9.5. Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).

    9.6. Другое: ____________________________________________________________

    10. Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода?

    Дайте ответ на каждой строке: поставьте галочку в той колонке, которая больше всего соответствует Вашему мнению.

    Мотиватор Очень важно Не очень важно Совсем не важно
    10.1 Заработная плата и премии, пенсии, стипендии
    10.2 Доплаты за квалификацию
    10.3 Доплаты за тяжелые и вредные условия
    10.4 Социальные выплаты и льготы, пособия
    10.5 Доходы от капитала, акций
    10.6 Любые дополнительные приработки
    10.7 Приработки, но не любые, а только по своей специальности
    10.8 Доходы от личного хозяйства, дачного хозяйства
    10.9 Выигрыш в лотерею, казино и пр.

    11. На каких принципах, по-Вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте только один ответ.

    11.1. Работник должен относиться к организации как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.

    11.2. Работник продает организации свой труд, и если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.

    11.3. Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, чтобы извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.

    11.4. Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.

    11.5. Другое: ____________________________________________________________

    12. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? Дайте один или два ответа.

    12.1. Чувствуют особую ответственность за свою работу.

    12.2. Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки.

    12.3. Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.

    12.4. Просто хотят выделиться или завоевать расположение начальства.

    12.5. Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.

    12.6. Другое: ____________________________________________________________

    13. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Дайте один или два ответа.

    13.1. Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться.

    13.2. Предпочитаю работать автономно, но также чувствую себя хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми.

    13.3. Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает.

    13.4. Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам.

    13.5. Мне нравится работать в коллективе, так как там я среди своих.

    13.6. Другое: ____________________________________________________________

    14. Представьте, что у Вас появился шанс стать владельцем Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Дайте один или два ответа.

    14.1. Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.

    14.2. Да, потому что это может увеличить мой доход.

    14.3. Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем.

    14.4. Вряд ли: на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает.

    14.5. Нет, не нужны мне лишние заботы.

    14.6. Другое: ____________________________________________________________

    15. Представьте, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете? Дайте один или два ответа.

    15.1. Наиболее интересную, творческую.

    15.2. Наиболее самостоятельную, независимую.

    15.3. За которую больше платят.

    15.4. Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно надрываться.

    15.5. Не могу представить, что я уйду из нашей организации.

    15.6. Другое: ____________________________________________________________

    16. Что Вы прежде всего учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации? Дайте один или два ответа.

    16.1. Его зарплату, доходы, материальное положение.

    16.2. Уровень его профессионализма, квалификации.

    16.3. Насколько хорошо он устроился.

    16.4. Насколько его уважают в организации.

    16.5. Насколько он самостоятелен, независим.

    16.6. Другое: ____________________________________________________________

    17. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать любое число ответов.

    17.1. Освоить новую профессию.

    17.2. Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.

    17.3. Перейти на менее удобный режим работы.

    17.4. Работать более интенсивно.

    17.5. Соглашусь просто терпеть потому, что деваться некуда.

    17.6. Другое: ____________________________________________________________

    17.7. Скорее всего, я просто уйду из организации.

    18.1. Если Вы руководитель, то что Вас привлекает в этой должности больше всего? Дайте один или два ответа.

    18.1.1. Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.

    18.1.2. Возможность принести наибольшую пользу организации.

    18.1.3. Высокий уровень оплаты.

    18.1.4. Возможность организовывать работу других людей.

    18.1.5. Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения.

    18.1.6. Другое: ____________________________________________________________

    18.1.7. Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь.

    18.2. Если Вы не являетесь руководителем, то хотели бы Вы им стать? Дайте один или два ответа.

    18.2.1. Да, поскольку это даст возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.

    18.2.2. Не против, если нужно для пользы дела.

    18.2.3. Да, так как при этом я смогу лучше применить свои знания и умения.

    18.2.4. Да, если это будет должным образом оплачиваться.

    18.2.5. Нет, профессионал может отвечать только за самого себя.

    18.2.6. Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо заработать я могу и на своем месте.

    18.2.7. Да, чем я хуже других?

    18.2.8. Нет, это слишком большая нагрузка для меня.

    18.2.9. Другое: ____________________________________________________________

    Ключ к тесту оценки типа мотивации

    Вопрос 10.1 позволит понять отношение сотрудника к деньгам и даст общую характеристику, однако он не выявляет тип мотивации. Соответственно, при идентификации типов трудовой мотивации данный пункт в ключе отсутствует

    Описание

    Тест-опросник для оценки типа мотивации выявляет существующие как самые эффективные, так и наименее желательные методы стимулирования индивидуально для каждого сотрудника. А также раскрывает способы самомотивации самих сотрудников.

    Тест проясняет, чем именно привлекает данная работа, какие плюсы она дает сотруднику сейчас и какие он может получить в дальнейшем для получения удовлетворения от самой работы и лучшей самореализации.

    Тест позволяет выявить пять типов мотивации:

    СТ – нечестолюбивый тип, «странник»;

    ИН – инструментальный тип, «инструментал»;

    ПР – профессиональный тип, «профессионал»;

    ПА – патриотический тип, «патриот»;

    ХО – хозяйский тип, «хозяин».

    Обработка результатов

    Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит блоки:

    1. «Паспортичка» (вопросы 1–4).
    2. Отношение сотрудника к своей работе, работа как деятельность (вопросы 5–8).
    3. Отношение сотрудника к заработной плате (вопросы 9–10).
    4. Сотрудник и организация, коллектив (вопросы 11, 13).
    5. Сотрудник и совладение организацией (вопрос 14).
    6. Сотрудник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15–18).

    Ручная обработка данных теста осуществляется с помощью специальной таблицы идентификации типов трудовой мотивации по ответам респондентов (таблица1).

    Обработка результатов проводится в два этапа. На первом этапе обрабатывается каждая заполненная анкета и производится расчет индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого.

    Рассматривая поочередно вариант ответа на каждый вопрос, определите по ключевой таблице тип мотивации. Он может быть единственным для этого варианта, но есть варианты ответов, которым соответствует несколько типов мотивации.

    Есть и такие варианты, которым не соответствует ни один тип мотивации, например, вопрос 10.1 не имеет соответствующего типа мотивации ни при каком варианте ответа.

    Проставьте рядом с вариантом ответа код соответствующего ему типа или типов мотивации, руководствуясь следующими примерами:

    Даны варианты ответов:

    2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР;

    3 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПА.

    Дан только один вариант ответа:

    2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР.

    Вопрос 10.5

    Дан вариант ответа:

    3 – по таблице определяем, что этому варианту соответствует четыре типа мотивации, и проставляем их: ИН, ПР, ПА, СТ.

    Ни один вариант не выбран. Ничего не проставляем.

    Выбраны варианты:

    1 – соответствует три типа мотивации – ПР, ПА, ХО;

    2 – тоже три типа мотивации – ПА, ХО, СТ;

    5 – соответствует два типа – ПА, СТ.

    Ключ к тесту

    Таблица 1. Идентификация типов трудовой мотивации

    Вопросы Типы трудовой мотивации, идентифицируемые соответствующими
    вариантами (номерами) ответов
    ИН ПР ПА ХО СТ
    5 4 2 3 1 5
    6 1 3 4 2 5
    7 3 2 5 4 1
    8 1 2 4 3 5
    9 1 2 3 5 4
    10.2 1 1 3 3
    10.3 1 3 3 1
    10.4 3 1
    10.5 3 3 3 1 3
    10.6 1 3 1
    10.7 1 1 3 3
    10.8 1
    10.9 3 3 1
    11 2 3 1 1 4
    12 5 2 3 1 4
    13 4 2 1 3 5
    14 2 4 1 3,1 5
    15 3 1 5 2 4
    16 1 2 4 5 3
    17 4,7 1,4,7 1,2,4,5 1,2,4 2,5
    18.1 3,7 5 2 1 4
    18.2 4,6 3,5 2 1,3 7,8

    Проставив коды мотивации для всех вопросов и вариантов ответов, подсчитайте, сколько раз встречается код каждого типа и заполните прямо на анкете табличку, например: СТ – семь раз; ИН – четыре раза; ПР – два раза; ПА – восемь раз; ХО – один раз.

    Затем подсчитайте количество данных ответов. Напомним, что по многим вопросам респондент может дать не один, а два ответа (а на вопрос 17 и большее количество), а также то, что в каких-то вопросах он может выбрать вариант «другое» или вообще отказаться отвечать.

    Проставьте количество ответов на анкете. Затем набранные респондентом суммарные баллы по каждому из пяти типов трудовой мотивации разделите на общее число данных ответов.

    В итоге получается структура трудовой мотивации опрошенного по данному тесту, выраженная коэффициентами (индексами мотивации), меньшими единицы.

    Для прикладных задач бывает полезно превратить эти коэффициенты в ранги (от 1 до 5), которые показывают, какие типы мотивации преобладают у данного человека, а какие мало представлены в его мотивационной структуре.

    Ранг 1 означает, что данный тип мотивации преобладает (на первом месте), ранг 5 – что данный тип мотивации на последнем месте. Если индексы двух типов мотивации равны, то эти типы получают одинаковый ранг.

    В результате таблица на анкете дополнится индексами и рангами и примет, например, такой вид: Ответов – 31

    Тип
    мотивации
    Количество ответов Индекс Ранг
    СТ 2 0,065 5
    ИН 4 0,129 4
    ПР 9 0,290 1
    ПА 5 0,161 3
    ХО 7 0,226 2

    На втором этапе производится статистическая обработка ответов.

    Ее можно проводить для каждой группы по каждому классификационному признаку отдельно и для всего коллектива.

    Шаг 1. Выберите анкеты, соответствующие интересующей вас группе. Просуммируйте индексы каждого типа мотивации всех анкет и разделите результат на количество анкет в группе. Вы получите средний по группе индекс данного типа мотивации.

    Проделав это для каждого типа мотивации, вы получите таблицу средних индексов. Например, группа «женщины»: ИН – 0,1632, ПР – 0,3294, ПА – 0,2172, ХО – 0,0636, СТ – 0,1937.

    Шаг 2. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1. Полученные числа разделите на количество анкет.

    Шаг 3. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1 или 2. Полученные числа также разделите на количество анкет.

    В результате второго и третьего шагов вы получите структуру преобладающих типов мотивации. Например:

    Средние индексы стимулирования по группе или средние ранги мотивационных типов показывают, какие типы форм стимулирования применимы, нейтральны или запрещены для данной группы.

    Результат последнего расчета показывает, какие методы стимулирования не являются доминирующими (они находятся на втором месте, но зато встречаются часто) и могут проявиться при неадекватном стимулировании.

    Определение соответствующих результатам форм стимулирования производится на основании таблицы 2.

    Интерпретация результатов

    Таблица 2. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования

    Формы стимулирования Тип мотивации
    Инструментал Профессионал Патриот Хозяин Странник
    Негативные Нейтральна Запрещена Применима Запрещена Базовая
    Денежные Базовая Применима Нейтральна Применима Нейтральна
    Натуральные Применима Нейтральна Применима Нейтральна Базовая
    Моральные Запрещена Применима Базовая Нейтральна Нейтральна
    Патернализм Запрещена Запрещена Применима Запрещена Базовая
    Организационные Нейтральна Базовая Нейтральна Применима Запрещена
    Участие в управлении Нейтральна Применима Применима Базовая Запрещена

    Методы стимулирования, формы мотивации

    Негативные – неудовольствие, наказания, угроза потери работы.

    Денежные – заработная плата, включая все виды премий и надбавок.

    Натуральные – покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.

    Моральные – грамоты, награды, доска почета и пр.

    Патернализм (забота о сотруднике) – дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.

    Организационные – условия работы, ее содержание и организация. Привлечение к совладению и участию в управлении.

    Примечание:

    «Базовая» – наиболее действенная форма стимулирования.

    «Применима» – может быть использована.

    «Нейтральная» – не окажет никакого воздействия.

    «Запрещена» – недопустима к применению.

    Например, для приведенных данных видно, что преобладают типы мотивации «профессиональный» (на первом месте) и «патриотический» (на втором месте).

    Следовательно, стимулирование должно базироваться на моральных и организационных формах стимулирования; применимыми являются денежные, натуральные формы и участие в собственности. Негативные формы и патернализм запрещены.

    Если при определении форм стимулирования возникает противоречие, необходимо учитывать вес (т. е. индекс) типов мотивации и структуру преобладающих типов по первому–второму месту.

    Оценка мотивации сотрудников - важная часть работы каждого HRа. Поскольку заинтересованность в работе и нацеленность на результат персонала напрямую отражается на эффективности работы компании и ее прибыли, необходимо эти параметры как-то измерять и контролировать.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Один из способов это сделать – провести исследование с помощью анкеты для оценки мотивации персонала. Что это за анкета, как ее составить и использовать, мы и рассмотрим в данной статье.

    Что это такое?

    Анкета для оценки мотивации персонала – это опросник с заданиями/тестами/открытыми вопросами, заполняющийся сотрудниками/персоналом организации, проанализировав который менеджер может сделать вывод об мотивации каждого сотрудника в отдельности или штатного персонала целиком.

    С какой целью используется?

    Анкета мотивации персонала может использоваться с разными целями, но главные – это лучшее понимание HR-ом мотивов, желаний и потребностей своих сотрудников, диагностика штатного персонала.

    Для эффективной работы менеджерам необходимо знать, что на самом деле привлекает подчиненных в их работе - например, уровень , возможность самореализации и карьерного роста, свободный график или что-либо другое.

    Хорошо составленный опросник позволяет получить ответы на такие вопросы:

    1. Что привлекает сотрудников в их должности/работе?
    2. Что важно для них в их деятельности?
    3. Удовлетворены ли подчиненные взаимоотношениями в коллективе и вышестоящим руководством?
    4. Насколько работники ценят себя, как специалистов?
    5. Как персонал оценивает свой вклад в работу компании?
    6. Видят ли сотрудники перспективы карьерного роста в организации?
    7. Насколько важна для них занимаемая должность?

    И это только несколько примеров. По сути, проводя опрос, можно получить ответы на любые интересующие HR’а вопросы - от удовлетворенности уровнем заработной платы и условиями труда до заинтересованности в карьерном росте и соответствия целей сотрудника с целями организации.

    Конечно же, интереснее всего с помощью такой анкеты выявлять неочевидные вещи.

    Например, с помощью грамотно составленных вопросов можно:

    • понять скрытые мотивы работников;
    • обнаружить нереализованный потенциал или корыстные цели.

    Вся эта информация чрезвычайно важна в работе HR’oв, поскольку, основываясь на ней, можно выстраивать более конструктивные взаимоотношения с подчиненными, давать им поручения, наиболее соответствующие их желаниям, навыкам и возможностям, эффективнее проводить стимулирование труда персонала организации.

    Как составить анкету мотивации труда персонала?

    Составить анкету для оценки мотивации трудовой деятельности не всегда так просто, как кажется.

    Этот процесс можно условно разделить на 2 этапа:

    • Первый этап – определение цели. То есть нужно ответить себе на вопрос, что конкретно вы хотите узнать и составить перечень таких вопросов. В данному случае в качестве примера возьмем перечень из 7 вопросов, приведенный выше.
    • После того, как первый этап выполнен, можно переходить ко второму – непосредственному составлению анкеты. Тут необходимо ориентироваться на список, который вы составили на предыдущем этапе. После этого выбрать форму вопроса, с помощью которого получите ответ. Это может быть оценочная шкала, таблица, открытый вопрос.

    Рассмотрим подробней.

    Например, пункт «Что привлекает сотрудников в их должности/работе?».

    Вы можете так и оставить его в открытой форме, тогда сотрудник напишет в соответствующем поле, что, по его мнению, важно для него. Но не всегда подчиненные могут быть честны. Поэтому, если вы хотите увидеть скрытые мотивы рекомендуется выбирать более завуалированные формы вопросов.

    Вы можете предложить уже готовые варианты ответов: «заработная плата», «карьерный рост», «работа в молодом коллективе», «свободный график» и попросить расставить их по приоритетности. Или же можно пойти другим путем и задать такой вопрос: «Допустим, вас приглашают перевестись в другой отдел на аналогичную должность. На каких условиях вы бы приняли это предложение?». И дать готовые варианты ответов или же оставить вопрос открытым.

    Можно также составить таблицу, с возможными вариантами ответов и предложить дать каждому из них оценку от 1 до 5.

    Вот как это будет выглядеть:

    Наименование 1 2 3 4 5
    Уровень з/п
    Возможность карьерного роста
    Отношения в коллективе
    Возможность самореализации
    Свободный график работы

    Еще один важный момент – анонимность анкеты.

    Дело в том, скорее всего работники будут более честными в своих ответах, если будут уверены в их анонимности. Однако это вариант подойдет только в том случае, если вы хотите увидеть общую картину или собрать статистику в целом по отделу/предприятию.

    Для того, чтобы оценить мотивацию каждого сотрудника индивидуально необходимы «именные» опросники.

    Ниже приведем основной список сфер, оценив которые, вы сможете составить максимальное полную картину:

    • Самооценка персонала. Позволит увидеть, какие цели ставит перед собой человек, как относиться к своей работе и своим достижениям.
    • Профессиональные навыки работников. Эту информацию лучше всего доставать из анкет лиц, находящихся на руководящих должностях. Для этого следует добавить конкретные вопросы из серии «как вы оцениваете профессиональные навыки ваших подчиненных/конкретного подчиненного.
    • Эффективность работы менеджеров. Аналогично предыдущему пункту, только теперь оценку дают подчиненные.
    • Амбициозность и нацеленность на карьерный рост. Позволит определить лидеров и работников, готовы работать и развиваться в интересующей вас сфере.
    • Готовность сотрудников к карьерному росту/повышению ответственности. Также рекомендуется определять через анкеты руководителей.

    Словом, составление анкеты – это творческий процесс, к которому необходимо подходить серьёзно. В некоторых случаях может понадобиться консультация квалифицированных специалистов, например, психологов.

    Как интерпретировать?

    Чем больше анкета и чем обширнее в ней вопросы, тем больше выводов она позволяет сделать.

    Проанализировав ответы, вы сможете лучше понять атмосферу в рабочем коллективе. Кстати, часто подробные опросники позволяют выявить проблемы, которые существуют в организации, но незаметны с первого взгляда.

    Это могут быть:

    • неудовлетворенность заработной платой;
    • проблемы во взаимоотношениях в коллективе;
    • ощущение непризнанности своих способностей и вклада в развитие организации;
    • переработка и профессиональное выгорание.

    Увидев такие проблемы, вы получите руководство к конкретным действиям, которые помогут улучшить условия труда на предприятии и индивидуальные проблемы работников.

    Изучая индивидуальные анкеты сотрудников, можно делать выводы об их мотивации и заинтересованности, рабочем потенциале и готовности к повышениям. Полученные данные позволят определить наиболее подходящую должность и задания для конкретной единицы штатного расписания.

    Выводы

    Собрав и проанализировав данные необходимо дать «фидбэк», сделать какой-то вывод, подвести итог и определить результаты выполненной работы. Это могут быть конкретные указания, беседы, проведенные с работниками или план мероприятий, направленный на решение конкретных задач.

    Например, итогом может быть:

    • Формирование программы по развитию персонала.
    • Организация тренингов для работников (например, о том, как повысить мотивацию и бороться с профессиональным выгоранием, планировать свою деятельность).
    • Изменение заработной платы, повышение конкретных сотрудников, изменения в графике работы и другие реальные действия.

    Пример

    Нами уже были рассмотрены варианты возможных вопросов в анкете. Здесь, в качестве примера, вы можете найти документ с реальной анкетой, ориентируясь на которую вам будет легче составить свою.