• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Бардымский район. В субъекте нет села с большим количеством жителей. Численность населения Барды составляет примерно 9 тыс. человек, причем большая часть из них представители башкирского и татарского народов.

    История

    Первые письменные свидетельства о существовании села сделаны в 1630 г. в переписной книге. На ее страницах упоминается Краснояр и Барда. Первая на селе мечеть была воздвигнута в 1750 г., а через 10 лет при ней создана школа для мусульман.

    Этот населенный пункт всегда являлся крупным. По данным переписи 1834 г. население Барды превысило тысячу человек. В середине XIX столетия на территории Осинского уезда была учреждена Бардымская волость с центром в с. Краснояр. К началу следующего века село Барда (Пермский край) насчитывало уже 2600 жителей на 528 дворах, а в 1924 г. оно стало райцентром.

    Откуда пошло название

    Барда (Пермский край) - это не только населенный пункт, но и река, являющаяся притоком Тулвы. Есть несколько преданий, повествующих историю появления названия. Одно из самых известных - «Об уплывших гусях». Барда - широко распространенный топоним на географических картах. Это название имеется на Алтае, Украине и Азербайджане.

    Возможно, что село названо в честь хариуса, потому что по-башкирски он звучит как «бэрдэ». Поэтому вопрос об истинных корнях слова "барда" остается открытым.

    Народные гуляния

    Гусь - особая птица для местного населения. Он обозначает чистоту, благополучие и достаток. Его изображение есть даже на гербе района. Ни один свадебный стол не обходится без гусиных блюд. Обряд «гусиной помочи» проводится ежегодно до начала зимы. По этому событию гости узнают село.

    Каждый год в Барде проходит празднование «Барда зиен». Торжество собирает тысячи людей с округи, разных городов края и других регионов. Барда (Пермский край) не всегда была центром праздника. Изначально его отмечали в Краснояре в день летнего солнцестояния, которое приходится на 22 июня.

    После учреждения Бардымского района «Барда зиен» стали организовывать на берегу реки на специально оборудованной площади. На этом месте собираются жители и гости. Одно из самых интересных зрелищ - скачки на лошадях. Дистанция заезда 4 км. Победители соревнований удостаиваются награды от губернатора края.

    Достопримечательности

    В селе Барда (Пермский край) есть на что посмотреть гостям и туристам. Посреди населенного пункта построен центр культуры и отдыха. Находится он по адресу: ул. Ленина, 39. Под его крышей организуются национальные празднования и фестивали. В Барде есть свой театр. Дебют его состоялся в 1918 г. Позже ему присвоены звания народный и образцовый.

    Интересное село - Барда. Пермский край может им гордиться, потому что у него есть свой краеведческий музей, открывшийся в 1974 г. В нем представлена разносторонняя жизнь тюркского народа.

    Праздничные полотенца изготовлены мастерами ткацкого дела. В них сочетается богатая цветовая палитра и интересные узоры, имеющие культурное значение. Творения ткачей - гордость Барды, они широко представлены в экспозиции.

    Рядом с культурным центром находится на которой стоит Ленин. Здесь установлен монумент в память о погибших солдатах в годы ВОВ. На южном конце села имеется Чугунная гора. С нее открывается великолепный панорамный вид на окрестности. Видно реку и село Краснояр.

    Туристам может пригодиться адрес гостиницы: Барда (Пермский край), ул. Куйбышева, 26. Это село известно контрастами, сочетающими традиции и современность. На одной улице встречаются памятники архитектуры, деревянные здания и кирпичные постройки. Многие дома украшены резьбой и другими декоративными элементами.

    Село Барда - районный центр на юге Пермского края. Село раскинулось на левом берегу реки Тулва (приток Камы). Название села происходит от реки Барда, что впадает в Тулву в пределах населённого пункта. Расстояние от Барды до Перми составляет 160 километров, и добраться в село можно лишь автотранспортом. В населении села преобладают татароязычные башкиры (около 60%) и татары (30%).

    История

    Барда основана ориентировочно в первой трети 17 столетия, а старейшие письменные сведения о ней датированы 1630 годом. В дореволюционной России село входило в Осинский уезд Пермской губернии и являлось волостным центром. В 1926 году Барда становился районным центром в Уральской области, а спустя 12 лет передана в Пермскую область (край).

    Культура

    Барда - центр татарской культуры на юге Пермского края. Здесь издаётся газета на татарском языке, действуют народные самодеятельные коллективы и театр. Главная достопримечательность села - Соборная мечеть. Она построена в 2009 году и является самой высокой мечетью Пермского края. Комплекс построек земской больницы - архитектурный памятник местного значения.

    Барда - село в на юге Пермского края. Административный центр Бардымского района и Бардымского сельского поселения. Самое крупное село края. Стоит на реке Тулва, в которую в черте села впадают реки Барда и Казьмакты.

    Координаты для GPS-навигатора

    56.92808722081842, 55.59545417211914

    Село Барда на карте

    Первое упоминание о селе в дозорной книге 1630-1631 гг. В 1750 г. здесь была построена первая мечеть, а в 1760 г. при ней была зарегистрирована первая мусульманская школа (медресе). В 1834 году в селе было 34 двора, в которых проживало 223 башкир, которыми было засеяно осенью 1841 года 896 пудов озимого и весной 1842 года 128 пудов ярового хлеба. В 1834 году из 34 дворов 18 были малые, 15 - неразделенные. Празднуются национальные праздники: Барда-Зиен, Сабантуй, которые отмечаются раз в год в середине июня.

    Промышленные предприятия и организации - ООО «Пермгазэнергосервис-Барда», ОАО «Сельхозтехника», ООО «Стройпром», ООО «Лукойл-Пермь, цех добычи нефти и газа-№ 6», участок линейно-производственного управления магистральных газопроводов, сетевой район Чайковских электрических сетей, производственное межхозяйственное предприятие «Агропромэнерго», филиал ЗАО «Фирма Уралгазсервис», ООО «Бардымская ПМК-19», ООО «Строительное управление № 8», ООО «Техмонтаж», типография, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», пожарная часть № 87, участок электросвязи Осинского ЭТУС, лесничество, Бардымский сельский лесхоз - филиал ФГУ «Пермсельлес», районная больница и роддом.

    Автотранспортные предприятия - МУП ПАТП «Бардымский» и ООО «Ашатли».

    С ноября 2014 года на 43 ДМВ-канале в селе Барда ведётся цифровое эфирное телевещание первого мультиплекса РТРС-1 в стандарте DVB-T2.

    Из учебных заведений в Барде находятся детские сады «Солнышко» и «Петушок», Национальная Бардымская Гимназия № 1, БСОШ № 2, спецшкола, ПТУ, филиал ЧПГК, филиал Казанского университета, МОУ ДОД «Детская школа искусств», МОУ ДОД «Станция Юных Техников».

    В Барде действуют татарский народный театр, Образцовый танцевальный коллектив «Дуслык» и другие ансамбли.

    Районная газета «Таң» выходит на русском и татарском языках.

    Также в Барде открыли молодёжный клуб «Новая волна».

    Достопримечательности села Барда

    Памятник В. И. Ленину, памятник «Павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», который к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне был отреставрирован и дополнен семью мемориальными стеллами, районный краеведческий музей. Построен силами сельчан самая высокая Соборная мечеть Пермского края. Недалеко от села находятся Бардымские урочища и селища. Живописные берега реки Барда.

    Населенные пункты Александровского района
    Населенные пункты Бардымского района
    Населенные пункты Берёзовского района
    Населенные пункты Большесосновского района

    Александровский район Пермского края

    Посёлок Всеволодо-Вильва

    – поселок, расположенный в Александровском районе Пермского края. В поселке проживает 2,8 тыс. человек.

    Поселок появился в 1811 году при строительстве и запуске Всеволодо-Вильвеньского железоделательного завода. Завод получил название в честь его основателя дворянина Всеволода Андреевича Всеволожского и реки Вильва, по которой в свое время происходила транспортировка металла.

    В 1880 году Всеволожские продали свои земли Павлу Павловичу Демидову, который в течении пяти лет управлял заводами Всеволодо-Вильвы, после чего управляющим стал его сын, Елим Павлович, при котором производство приостановилось.

    В 1890 году земли и завод приобрел Савва Морозов. Он переделал железноделательный завод в химический. При нем завод занимался переработкой древесины и производил древесный уголь, кетоновое мало, уксусный порошок, метиловый спирт и ацетон, необходимые для текстильных красителей и даже хлороформ. В западной России и за ее пределами продукция завода пользовалась огромным спросом.

    Савва Морозов развивал и культурную жизнь поселка. Благодаря его усилиям, здесь появилась больница, училища при заводах и библиотеки. Во Всеволодо-Вильве под началом Морозова был организован самодеятельный театр. Здесь побывал по его приглашению великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

    После смерти Саввы Морозова заводы перешли к его жене – Зинаиде Григорьевне, а она заводы отдала в управление Борису Збарскому, а спустя время продала Вильгельму Марковичу Леви.

    Благодаря Борису Збарскому во Всеволодо-Вильве в 1916 году побывал Борис Пастернак. Чтобы не участвовать в действиях Первой Мировой войны, молодой поэт был формально устроен на заводе.

    В доме, где Борис Пастернак прожил с января до июня 1916 года, сейчас работает музей «Дом Пастернака», филиал Пермского краевого музея.

    Посёлок Яйва

    Поселок был основан в 1930 году, когда сюда приехали на новое место жительства спецпереселенцы (раскулаченные крестьяне).

    Они поселились недалеко от железнодорожной станции Яйва

    Поселок был основан недалеко от железнодорожной станции Яйва. В 60-х годах была попытка переименовать поселок Яйва в город Маяковский, но эта попытка закончилась неудачно. В 30-е годы в Яйве создается лесопильный цех, который в дальнейшем перерос в домостроительное предприятие. В Яйве в период Великой Отечественной войны располагается эвакуационный госпиталь. В 1956 году началось строительство Яйвинской ГРЭС-16. 30 июня 1963 года заработали первые агрегаты ГРЭС, а к 16 сентября 1965 года уже работал четвертый агрегат. Статус поселка городского типа Яйве был присвоен 12 мая 1948 года.

    Численность населения поселка Яйвы составляет около 11 тыс. человек.

    В Яйве находится приют для детей и сирот, городская больница, две средние школы, музыкальная школа. Есть библиотека и дом культуры.

    Основу экономики поселка составляют Яйвинская ГРЭС-16, ООО”Яйва-лес”, Яйвинская птицефабрика, и другие предприятия.

    Яйвинская ГРЭС является основным работодателем поселка Яйва.

    Что интересного есть в Яйве?

    К основным достопримечательностям поселка можно отнести памятник участникам Великой Отечественной Войны. И ещё интересный факт: культовый советский фильм «Девчата» снимали на лесосеках яйвинского леспромхоза. Леспромхоз был тогда одним из самых крупных, передовых в Советском Союзе, да и природа там великолепная, потому и выбрали его для съемок.

    В местном краеведческом музее к 50-летию комедии устроили выставку: любовно собрали у местных сохранившиеся черно-белые снимки и прикрепили на стенд.

    История

    Первое упоминание о селе относится к переписным книгам 1630-1631 гг., в которых упомянуты деревни Барда и Краснояр. В 1750 году в селе была построена первая мечеть, а в 1760 году при ней зарегистрирована первая мусульманская школа (медресе).

    Барда всегда была крупным селом всей округи, в 1834 г. в ней уже проживало более 1 тыс. человек.

    В середине ХIХ века при образовании Бардымской волости в составе Осинского уезда волостным центром стала село Краснояр. Так, по сведениям 1908 года, в Краснояре располагались волостное правление, земская станция и школа. Однако соседняя с ним Барда и тогда играла роль своеобразного центра округи. В Барде находился фельдшерский пункт, проходили по средам еженедельные базары и две однодневные ежегодные ярмарки 5 (18) сентября и 24 ноября (7 декабря).

    В начале XX века в Барде уже имелось 528 дворов с 2600 жителями.

    В 1924 году село Барда стало административным центром недавно созданного района.

    Происхождение названия

    Название Барда носит не только село, но и протекающая по окраине села река – приток Тулвы . А по самому селу бежит небольшая речка Казмашка. И эти две реки дали селу свои названия – Барда и Казмакты.

    При этом официальное название Барда известно всем далеко за пределами района, а название Казмакты используют только местные жители – татары и башкиры. Если говорить о происхождении этих названий, то стоит упомянуть предание об уплывших гусях, вариантов которого существует несколько. Вот один из них: Пошла однажды женщина гусей мыть на реку, а гуси-то уплыли. Вот она бежит и кричит: «Казым акты, бар да, бар да » («Гуси уплыли, все, все »). Вот и назвали речку Казмакты, а село - Барда.

    Это только предание. Топоним Барда на географической карте широко распространен: известен город в Азербайджане с этим именем, такое же название имеют несколько населенных пунктов на Украине, Алтае.

    Топоним Барда может иметь свои корни и в славянских языках. В русских говорах широко распространено слово «барда». Обычно так называется мутное питьё, поэтому существует версия, что это имя первоначально дали реке с мутной водой.

    Река Барда и село Барда в Бардымском районе – не единственные в Пермском крае. Еще ещё одна река с таким названием – приток реки Сылвы – протекает в Кишертском районе, там же находится и русское село Спас-Барда.

    Есть ещё гипотеза, что название села произошло от башкирского названия рыбы хариус – «бэрдэ». Так что окончательного ответа на вопрос, как же появилось название Барда, до сих пор нет.

    У местных жителей особое отношение к гусю. Гусь в этих краях – символ чистоты, достатка и благополучия. Он присутствует и на гербе Бардымского района, и как обрядовое блюдо на свадебном столе.

    Визитной карточкой Барды является проводимый поздней осенью обряд «гусиной помочи».

    Пернатые важно разгуливают по улицам, уверенные в том, что из местных жителей никто не осмелится посягнуть на символ верности традициям своих предков.

    В названии села ударение ставится на второй слог, в Пермском крае ходит шуточная поговорка: «Орда, Барда и Куеда – исконно русские города». Суть прикола состоит в том, что это СЁЛА в Пермском крае, а Барда и Куеда к тому же в основном населены татарами и башкирами.

    И ещё непонятный мне прикол: на местных сайтах пишут: «Датой основания считается 1932 год, хотя в первые упоминается в 1740 году». Я долго думала над смыслом этой фразы и не поняла его. В википедии и путеводителе по Барде, изданном в 2009 году, первое упоминание датируется 1630-1631 гг., то есть более чем на сто лет раньше. А вот что за загадочная дата 1932 год, я нигде не нашла. Почему село, существующее уже более 300 лет, вдруг вновь было основано в 1932 году – непонятно. Складывается впечатление, что эта дата взята «от балды», или, в контексте этой ситуации, «от барды».

    Как и в стародавние времена, главная гордость культурной жизни района - ежегодный праздник Барда зиен. На это торжество собираются несколько тысяч человек из деревень и сел Притулвья, а также со всего Пермского края из Татарстана, Башкортостана и других регионов России.

    Барда-Зиен имеет свою историю. Традиционно праздник проводился в деревне Краснояр после окончания весенне-полевых работ 22 июня – в день летнего солнцестояния.

    С образованием Бардымского района с райцентром в селе Барда, Барда-Зиен стал проводиться в селе Барда у рек Тулва и Барда. В настоящее время праздник проводится на майдане – специальной площади Барда-зиена. Именно здесь собираются тысячи людей, живущие не только в Притулвье, но и гости из республик Башкортостан и Татарстан.

    Самое захватывающее зрелище праздника – конные скачки. Победители самого престижного на Барда-Зиене заезда конных скачек на 4 тыс. метров (дерби) получат приз, учрежденный губернатором.

    Телефонный код села Барда: +7 34292

    Почтовый индекс: 618150

    Достопримечательности Барды

    В центре села находится Бардымский районный центр культуры и досуга (ул. Ленина, 39). Именно здесь проводятся праздники и фестивали национальных культур. Культурную жизнь Барды невозможно представить без народного театра, который является одним из старейших сельских и национальных театров Пермского края. Первое выступление театра состоялось в 1918 году, в 1966-м театру присвоено звание «народный», а в 1994 году – «образцовый».

    В стенах Бардымского центра культуры и досуга находится и Бардымский районный краеведческий музей, который начал работу в 1974 году. Это единственный районный музей, который достаточно полно представляет культуру тюркского населения края.

    В экспозиции особый интерес представляют праздничные полотенца – тастымалы, богато украшенные узорным ткачеством. Полотенца удивляют не только техникой исполнения и разнообразием орнаментальных мотивов, но и многоцветием красок, цветовым колоритом. Контрастность в использовании цвета – одна из типичных черт декоративно-прикладного искусства башкир и татар. Бардымский музей особо гордится коллекцией тастымалов и других предметов узорного ткачества.

    Недалеко от Дома культуры находится площадь Победы. Здесь установлена стела – памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. С советских времен на площади возвышается памятник В. И. Ленину.

    Другой центральной улицей села является Советская. На этой улице находится главное административное здание Бардымского муниципального района. Напротив этого здания расположена Бардымская гимназия – первая и единственная сельская гимназия в Пермском крае. Бардымская гимназия была создана в 1993-1994 гг. В гимназии реализуется национально-региональный компонент, а система общего образования повышенного уровня строится в условиях двуязычия. В гимназии преподавание ведется на русском и татарском языках.

    На южной окраине Барды поднимается одна из достопримечательностей села – Чугунная гора.

    С горы открываются великолепный вид на окрестное село Краснояр , на реки Барду и Тулву. Именно Чугунная гора выбрана местом для строительства Бардымской соборной мечети, призванной стать архитектурным центром ландшафта.

    Это самая высокая Соборная мечеть Пермского края.

    На Чугунной горе находится комплекс зданий Бардымской центральной районной больницы, среди которых особо выделяются здания красного кирпича, построенные в начале ХХ в. для земской больницы: главное здание больницы, здание амбулатории и дом врача. Больница в 1912 году имела стационар на 8 коек, в ней работал один врач. При больнице имелась небольшая аптека. Более ста лет здания служат по своему прямому назначению.

    В Барде соседствуют традиционная сельская архитектура, деревянные дома с резными наличниками и двускатными крышами и современные кирпичные многоэтажные здания. За последнее время в Барде появляются новые улицы и целые микрорайоны.

    На центральных улицах многочисленные современные магазины. На бардымском рынке можно наблюдать такую картину: мирно лежат ягнята в ожидании своих новых хозяев, не умолкая, пищат гусята и утята, а рядом можно приобрести суперсовременную электронную технику.

    Барда – село контрастов, в котором прошлое и настоящее мирно уживаются, создавая неповторимый колорит.

    Исторический очерк:

    Первое упоминание о селе Елпачиха мы встречаем в переписных книгах 1630–1631 гг. Первоначально – деревня Ельпакова (предполагают, что в основе названия татарское прозвище Ялпак, что в переводе означает «сплющенный, сплюснутый, плоский»). А у местных жителей, башкиров, своё название села – Удик.

    Во второй половине ХIХ века село – центр Елпачихинской волости Осинского уезда. И сегодня можно увидеть в селе здание Елпачихинского волостного правления постройки 1908-1912 гг. из красного кирпича. Это один из немногих сохранившихся исторических памятников села.

    Долгое время Елпачиха была центром кантонного управления, в этом селе находилась квартира кантонного начальника.

    (Кантон в данном случае – военный округ). Башкиры по реформе 1798 года были приравнены к казачьему сословию, их основной обязанностью была военная служба. Башкиры несли службу вместе с оренбургскими и уральскими казаками на Оренбургской пограничной линии. Оружие, снаряжение, съестные припасы выступающему на службу на собственные средства собирала вся община. Такая система воинской повинности башкир просуществовала до 1860-х гг.

    Сегодня об истории и культуре села рассказывают экспонаты школьного музея и музея истории колхоза (открыт в январе 1983 года).

    Достопримечательности Елпачихи:

    • памятник жертвам гражданской войны;
    • здание Елпачихинского волостного правления (1908 – 1912 гг.);
    • археологические памятники – селища Елпачиха I, III и III (IV в. до н.э. – V в. н.э., ананьинская и гляденовская культура).

    По бардымским меркам это достаточно молодое селение, основанное в 1832 году жителями близлежащих сел и деревень. Считается, что первыми жителями деревни были три брата, по именам которых названы местные родники - чишмә:

    • Керлем чишмә,
    • Марат чишмә,
    • Шәмсәй чишмә.

    Но история кудашевской земли началась задолго до основания деревни. Она уходит своими корнями в глубокую древность. На территории и в окрестностях деревни находятся самые известные археологические памятники района:

    • Кудашевский могильник,
    • Кудашевское городище,
    • Кудашевское селище.

    Они датируются ранним железным веком (IV–V вв.).

    Если заглянуть в Кудаш в летние месяцы, то можно увидеть, как проходят археологические раскопки, как ученые открывают тайны

    истории, какие секреты хранит кудашевская земля.

    Материалы раскопок в Кудаше не раз демонстрировались на выставках в краеведческом музее села Барда, в деревне Кудаш. Среди экспонатов найденные археологами предметы вооружения – мечи, шлемы, кольчуги, а также предметы быта, женские украшения, праздничная конская упряжь. В настоящее время администрация района и археологи Удмуртского университета работают над созданием археологического музея в деревне Кудаш, филиала Бардымского районного краеведческого музея.

    Бичурино

    По результатам переписи 2010 года численность населения составила 411 человек.

    Султанай – родина Мансуров Мухаммадгата. Это известный религиозный и общественный деятель, просветитель, ишан, предприниматель и меценат. Императором Николаем II ему был пожалован титул генерала. Происходит из башкирского княжеского рода.

    Село Султанай известно с 1738 года как деревня Салтанаева.

    Здесь в середине XIX века при поддержке Мухамматгата хазрат Мансурова была открыта медресе, в которой учился Зиннатула – дедушка поэта Габдуллы Тукая.

    В 1897 году была открыта светская школа-медресе, где преподавали гуманитарные и естественные науки.

    В школе Султаная в 1983 году был открыт историко-краеведческий музей, где хранятся старинные книги на татарском и арабском языках, материалы по истории деревни.

    С 1992 года школа находится в новом кирпичном здании.

    Танып

    История села Асово



    Когда сюда пришли первые жители, и когда возникло село - таких сведений не сохранилось. Известно только, что асовский край заселялся позднее березовского.

    Поселение первоначально называлось деревня Ософ, и под таким именем впервые с 1747 года упоминается в письменных источниках. Название это деревня получила по реке, которая в 1623-1624 гг. была известна как Осов, а с 1625 года как Асов. Такое название произошло от тюркского слова асау «горькая, солоноватая» (в этих местах существуют соляные источники).

    Пока в этом поселении не было церкви, прихожане относились к церкви села Таз. Указом святого Синода от 31 августа 1832 года было разрешено в Асове построить церковь.

    Селом стало в 1833 г., когда здесь была заложена каменная Свято-Троицкая церковь. В прошлом это было село Асовское.

    В 1823 году в Асове было основано лесопильное предприятие, действовавшее до 1917 года; последним его владельцем был Г. И. Комиссаров.

    В 1833-1836 гг. в самом селе, в Асовской волости и других окрестных волостях вспыхнули волнения крестьян, напуганных сообщением о передаче их в удельное ведомство, что означало потерю личной свободы. Эти волнения в мае-июле 1836 года вылились в вооруженное выступление, которым руководил штаб повстанцев во главе с В. М. Сухановым.

    Асово являлось центром Асовской волости Кунгурского уезда.

    Достопримечательности села Асово

    Достопримечательностями села Асово являются памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны.

    Интересно здание действующей Свято-Троицкой церкви (1833-1844 гг.). Большая кирпичная церковь построена в стиле позднего классицизма. Состоит из перекрытого купольной кровлей трехсветного четверика, обширной трапезной и шатровой колокольни в псевдорусском стиле, сооруженной в конце XIX - начале ХХ вв. Закрыта в 1936, в 1992 возвращена верующим.

    Таз Русский

    Таз Русский – село в Берёзовском районе Пермского края. Первое упоминание о селе Таз Русский относится к 1693 году, значит ему свыше трехсот лет. Когда-то село было центром волости. В 1701 году в селе уже существовала деревянная церковь.

    Её сменил ещё один деревянный храм. В 1810 году заложена каменная церковь Иоанна Предтечи. Строительство велось 15 лет, и в 1825 году храм был полностью завершен.

    Кирпичная церковь Иоанна Предтечи построена в формах классицизма. Двусветный невысокий четверик перекрыт купольной кровлей с люкарнами и главкой, с запада к четверику примыкают двухпридельная трапезная и колокольня эклектичной архитектуры, вероятно, перестроенная в конце XIX века.

    В советское время, в 1939 году, храм Иоанна Предтечи был закрыт. Здесь разместился зерносклад. Потом в здании церкви в разное время размещались учреждения культуры и коррекционная школа.

    Осенью 2008 церковь Иоанна Предтечи возвращена верующим.

    – село в Берёзовском районе Пермского края. Население – чуть более 200 человек. Этот небольшой населенный пункт интересен тем, что здесь находится действующая каменная церковь Рождества Христова, построенная в конце XIX века.

    Первой в Сосновке была деревянная церковь, построенная и освященная в 1838 году. Со временем она обветшала и стала тесной. Поэтому в 1881 году был заложен каменный храм. Строилась церковь 11 лет, и была освящена в 1892 году.

    Кирпичная церковь выполнена в формах эклектики. К основному объему, увенчанному ротондой под куполом, примыкает небольшая трапезная, которая соединяет основной четверик храма с трехъярусной колокольней. Христорождественская церковь в 1938 году была закрыта, большей частью использовалась как клуб. Только в 1943-1945 гг. в ней находился зерносклад. В 2009 году церковь Рождества Христова в селе Сосновка была возвращена верующим.

    Достопримечательностью села является постамент "Трактор", который находится в центре села. Местные жители называют его «Железный конь». Это один из четырех тракторов, которые поступили первыми в Березовский район в мае 1932 года и были направлены в колхоз «Рассвет». Марка трактора СТЗ (Сталинградский тракторный завод).

    В день сорокалетия Великой Октябрьской Социалистической революции в Сосновке была открыта стела, посвященная первому исполкому Сосновского волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, зверски убитому в 1919 году белогвардейцами

    Перейти к списку

    Большесосновский район

    Большая Соснова – cело в Пермском крае . Расстояние до Перми - 134 км. Село стоит на реке Соснова, правом притоке реки Сива, впадающей в Каму , административный центр Большесосновского муниципального района . Население села составляет примерно четыре с половиной тысячи человек.

    Село Большая Соснова появилось в восемнадцатом веке в результате слияния нескольких поселков – Околоток, Подкукуй, Подгорица и Курмыш. В исторических документах первое упоминание о селе относится к 1716 году. В 1762 году оно именовалось «село Васильевское, Соснова тож». В XVIII веке село являлось почтовой станцией Сибирского тракта. В девятнадцатом веке это было Сосновское село. Оно стало районным центром в 1924 году.

    В 1927 году в селе Большая Соснова появился льнообделочный пункт, который позже вырос до льнозавода.

    Достопримечательности села Большая Соснова

    Васильевская церковь



    Церковь Святого Василия была заложена в 1822 году взамен деревянной, существовавшей на этом месте уже в 1763 году. Построена в 1834 г. на средства прихожан. Кирпичная трёхпрестольная церковь построена в стиле классицизма. На это указывают и объемное решение, и детали в духе классицизма: фронтоны, рустовка, тосканский портик, антаблемент.

    При этом в плане это сооружение стиля барокко. Трехлепестковая конфигурация в плане, своеобразный по композиции храм. Закрыт в 1930-х, в стенах храма разместился клуб. Церковь возвращена верующим в 1990-х, освящена как Владимирская.

    В 30-е годы прошлого века над церковью Святого Василия возвышалась трехъярусная звонница со шпилем, престолы украшали купола, а перед входом стояла белокаменная арка.

    Дом купца Лимонова



    Особняк купца Лимонова построен в начале XX века. Он представляет из себя прямоугольное в плане одноэтажное кирпичное здание. Главный фасад особняка симметричен, его центр подчеркнут аттиком сложной формы. Карниз оформлен городчатым фризом. Окна с сегментным завершением обрамлены кирпичными наличниками. Образец жилой архитектуры начала XX века. Дом купца Лимонова фиксирует красную линию исторической застройки села. Он входит в список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения.

    Часовня-памятник в честь проезда императора Александра I



    Через Большую Соснову в 1824 году проезжал император Александр I. В центре села в честь этого события построена часовня-памятник. Она представляет из себя восьмигранник в плане с узкими диагональными гранями. Все фасады симметричны, завершены треугольными фронтами, окна с сегментным завершением, крыша шатровая, углы фланкированы гладкими лопатками. Часовня-памятник занесена в список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения. Образец культовой архитектуры первой половины XIX века.

    К основным достопримечательностям Большой Сосновы принадлежат:

    • усадьба Лисициных,
    • дом купца Лобашева,
    • памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны,
    • березовая роща у центральной районной больницы.

    Село Большая Соснова фото

    – село, расположенное на берегах реки Кызылка, близ её слияния с рекой Сива, в Большесосновском районе Пермского края . Первые сведения о деревне Полозово относятся к 1748 году. Селом стало в 1860-х гг. Административный центр Полозовского сельского поселения. Население около 400 человек.

    В 1891-1898 гг. в Полозове была сооружена кирпичная церковь Святого Князя Владимира. Князь Владимир прославился Крещением Руси. По всей Руси после кончины князя, в память его, строили храмы. Один такой храм был сооружен в селе Полозово. Архитектура церкви близка к образцовым проектам. Пятиглавый четверик со срезанными углами, с примыкающими к нему небольшой трапезной и колокольней. Церковь Святого Князя Владимира была закрыта в 1926 году. Начали восстанавливать храм в 1995 году.

    В настоящее время по праздникам в храме проходят службы.

    Деревня Зачерная

    Деревня Зачерная находится в Большесосновском районе Пермского края. Входит в состав Черновского сельского поселения.

    По документам, деревня Зачерная известна с 1787 года.

    В 1941 году большинство зачерновских мужиков пошли добровольцами защищать Родину от фашизма. Многие не вернулись домой. В 1947 году, когда с фронта ждать стало некого, жители деревни решили посадить березовый сад в честь погибших родственников, знакомых, друзей.

    Сад огородили. В центре посаженного сада была вымощена площадка из досок. Следили строго, чтобы деревца не погибли. Периодически подсаживали новые. На площадке были сделаны скамьи, стол.

    И сейчас березовый сад в деревне Заречная радует людей. В Черновском сельском поселении это пока что единственный красивый березовый парк.

    Лягушино

    Лягушино – деревня в Большесосновском муниципальном районе Пермского края , входит в состав Черновского сельского поселения.

    Существует легенда, согласно которой первым жителем деревни Лягушино был стрелец, при правлении Петра 1сосланный в эти края. Якобы был он очень высоким, долговязым, нескладным и относился к типу людей, которых в то время называли «лягушами». От его прозвища и произошло название деревни.

    На рубеже Х1Х – ХХ веков деревня Лягушино была одной из крупнейших в Черновской волости. К середине ХХ века в деревне насчитывалось более 100 крестьянских дворов. Увядание Лягушино началось после 60-х годов ХХ века.

    Как и сто лет назад, над деревней возвышается часовня в честь явления Тихвинской иконы Божьей Матери. Часовня является действующей, а вблизи часовни бьет родник, который жители называли «Крестик».

    Причину появления этой часовни объясняет легенда, согласно которой около 100 лет назад на этом месте кто-то из жителей Лягушино обнаружил икону Тихвинской Божьей Матери. Икону отнесли в церковь села Черновское. Однако, спустя несколько дней икона вновь оказалась на этом месте, и вскоре здесь забил родник. Это событие жители решили отметить строительством часовни. В начале ХХ века на пожертвования прихожан была выстроена деревянная часовня, которая названа в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. А жители деревни быстро заметили лечебные свойства воды в роднике. После её употребления улучшалось пищеварение (проходила изжога, тяжесть в желудке), быстрее заживали обмытые ею раны, воспаленные глаза. А поскольку родник расположен рядом с часовней, воду стали называть святой. За водой стали приезжать люди из окрестных деревень.

    Ежегодно 9-го июля около деревенской часовни собираются сотни людей. Здесь священники проводят молебен в честь иконы Тихвинской Божьей Матери, а затем торжественное шествие совершается к «Кресту», маленькому роднику, воду которого считают святой.

    – деревня в Большесосновском муниципальном районе Пермского края . Через деревню проходил знаменитый Сибирский тракт, по которому в ссылку шли "политические".

    В свое время Тараканово посетили императоры Александр I и Александр II. В деревне даже в честь приезда Александра I построили небольшую часовню.

    Главная гордость деревни – святой источник Серафима Саровского.

    Вода в источнике считалась целебной, и каждый случай исцеления молва разносила широко окрест. Существует предание, согласно которому раньше на этом родничке людям не однажды являлась икона Божьей матери.

    Родник назван в честь в народе особо почитаемого Преподобного чудотворца Серафима Саровского, отмечаемого православной церковью 1 августа.

    По свидетельству стариков, в начале XIX века здесь обосновался небольшой женский монастырь. Была построена двухэтажная деревянная часовня. Источник находился внутри часовни, там стояли деревянные лавки. Люди приходили и приезжали к источнику издалека, поэтому могли сначала отдохнуть с дороги у источника, а затем приступить к молитве.

    Монастырь был разрушен после 1917 года, паломничества запрещены. Старожилы утверждают, что святой источник неоднократно пытались засыпать, однако вновь и вновь родник пробивался наружу к людям.

    Каждый год 1 августа христиане идут на поклон к источнику, среди них немало людей немощных, больных, в инвалидных колясках. Источник Серафима Саровского, стал сейчас местом паломничества не только верующих из Большой Сосновы , но и Перми , Уральского, Частых, Нытвы, Майского.

    – село в Большесосновском районе Пермского края , центр Тойкинского сельского поселения. Расположено на реке Потка, правом притоке реки Черная, впадающей в свою очередь в реку Сива (приток Камы). В Тойкино проживает около пятисот человек.

    История села Тойкино

    Поселение на этом месте основано в 1715 году. Существует предание, что впервые сюда приехал человек по прозванию Тойко (по другой версии Туйка). Он первым поселился здесь и построил себе хозяйство. Так появилось Тойкино.

    Первоначально обозначалось так: «деревня Тойкино на пустоши на вотяцкой селидьбе». Был Тойка или нет, неизвестно, а известно достоверно, что деревню основали на землях удмуртов русские ясашные крестьяне (они платили ясак). В 1832 году, когда здесь была построена Богородицкая церковь, деревня получила статус села.

    Церковь эта существует до сих пор. Правда, есть информация, что её ныне существующее здание было возведено в 1908 году.

    В селе Богородицкую церковь называют «старая церковь». В 1935 году она была закрыта.

    В трех километрах от села Тойкино, на склоне холма, обрамленного у подножия ручьем, находился монастырь. Монастырь основали старообрядцы, бежавшие от реформ Никона. Тойкинский монастырь существовал до начала XX века, постепенно приходя в упадок, последние обитатели покинули его во время Гражданской войны.

    В годы Гражданской войны в окрестностях села велись интенсивные боевые действия. Об этих событиях хранят память вырытые во время боев окопы, теперь уже сильно заросшие.

    До 1924 года село Тойкино являлось центром Тойкинской волости Сарапульского уезда Вятской губернии и до января 2006 года центром Тойкинского сельского совета. До ноября 1959 года Тойкино входило в состав Черновского района.

    Знаменательной датой для села Тойкино был 1922 год. В июле этого года для работы в «Тойкинский» совхоз прибыла колонна из 21 трактора американского «Общества друзей советской России». Это очень интересный эпизод в истории Пермского края . Колонну возглавлял Гарольд Вэр. Это были первые трактора на Урале. Прибывший отряд разместили в кельях пустующего монастыря.

    В Тойкино отряд начал распашку целины. Совхоз был «запущен», в течение многих лет земля не обрабатывалась. На местных жителей произвели ошеломляющее впечатление и трактора, которых они раньше никогда не видели, и сами американские гости. Массы крестьян приходили сюда, за десятки верст, посмотреть на работу машин.

    Помощь американцев была как нельзя кстати: в окрестных селах мужчин почти не было, большинство не вернулись с фронтов империалистической или гражданской войн, оставшиеся жители не имели физических средств обрабатывать свой собственный надел.

    По воспоминаниям старожилов села Тойкино, со всеми кто приходил к ним, американцы были приветливы, старались накормить обедом голодных людей. Недавно закончилась гражданская война, у многих людей не было куска хлеба.

    За все время работы в Тойкино, американцы вспахали и засеяли 1400 га. Уехавшие глубокой осенью 1922 года, они оставили в совхозе трактора и засеянные рожью поля.

    У тойкинцев и жителей окрестных деревень, общавшихся с американцами, остались о них самые светлые воспоминания.

    В 1929 году бывшие монастырские земли были отданы первому организованному в Большксосновском районе коллективному хозяйству - коммуне «Заря». В 1935 году коммуна «Заря» была реорганизована в колхоз «Заря». Рядом с бывшим монастырем образовалась деревенька, которая тоже стала называться Заря.

    В связи с реформами Н. С. Хрущева деревня Заря наряду с десятками других деревень в районе была объявлена неперспективной, и в 1960-1970 гг. её покинули все жители. Дома, а также стены монастыря, разобрали и перевезли в соседние населенные пункты. Всё, что после этого осталось, постепенно разрушилось.

    В 2010 году в Тойкино была построена деревянная старообрядческая церковь. Этот храм был назван в честь «святаго и славнаго пророка Илии фезвитянина». Ильинскую церковь жители села Тойкино называют «новая церковь».

    , с населением более 2 тыс. человек. Расположено на территории Большесосновского района Пермского края , центр Черновского сельского поселения.

    История села Черновское

    Поселение на этом месте известно с 1713 года. Первоначально оно называлось «починок на реке Сиве». В 1716 г. уже фигурирует в документах как село Ильинское (названо так по построенной в селе церкви Ильи Пророка), в 1719 году уже называется «Ильинское, Черное тож». Современное наименование Черновское получило по протекающей здесь реке Черная, правому притоку реки Сивы. Село было центром Черновской волости Оханского уезда. В годы уже советской власти оно являлось центром Черновского района в течение двух периодов:

    • 27 февраля 1924 – 10 июня 1931 гг.;
    • 25 января 1935 – 4 ноября 1959 гг.

    После того, как Черновский район был упразднен, до января 2006 года – центр Черновского сельского совета.

    С 1932 по 1962 гг. здесь работал льнозавод, в 1950-х гг. – маслозавод. В 1960 году в Черновском основан сыродельный завод. Сейчас экономика села представлена рядом небольших сельскохозяйственных и строительных предприятий.

    Достопримечательности села Черновское

    Дом купца Горохова

    Дом купца Горохова – одноэтажное с цокольным этажом кирпичное здание, построенное в 1903 году.

    В этом доме жил когда-то самый богатый молодой купец Николай Горохов. Длинный фасад их был асимметричен. У дома было много всяких построек. Окна с сегментным завершением обрамлены кирпичными наличниками. Здание является архитектурной доминантой квартала, фиксирует красную линию исторической застройки села Черновское.

    Образец жилой архитектуры начала XX века. Дом купца Горохова внесен в список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения.

    Памятниками архитектуры конца XIX - началаXX века являются также дом купца Кашкарова и купеческие склады.

    Рядом с селом – археологические памятники – селища Черновское I, II, III (железный век).

    Перейти к списку населенных пунктов Пермского края по районам...